Исторический опыт нормативно-правового регулирования государственной службы в России
Октябрь 1917г. внес в данную сферу общественных отношений значительные изменения. Декретами Советской власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» дореволюционный служебно-правовой институт продвижения по службе (чинопроизводства) был отменен. Позднее, правда, жизнь заставила детально урегулировать прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Что касается института государственной службы, то в качестве основных источников, существовавших до 1990г., можно назвать Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922г., указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях, Единую номенклатуру должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967г.), Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г.), перечни №1 и №2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров.
Известную негативную роль в законодательном регулировании вопросов государственной службы сыграла идея Программы КПСС, принятой XXI съездом КПСС в 1962г., в которой говорилось о том, чтобы работа в аппарате перестала быть особой профессией, а навыками управления овладевали все более широкие массы, и как следствие - отсутствие единого закона о государственной службе.
Позднее, однако, потребности государственного обеспечения реализации принятых решений обусловили возросшее внимание к этой проблеме. В Конституции СССР 1977г. (ст.35) впервые появилось слово «продвижение». Говорилось о продвижении по работе, в том числе и по работе в государственном аппарате.
После провозглашения государственного суверенитета РСФСР в 1990г., распада СССР в 1991г. в России обозначился новый период в становлении нормативной базы государственной службы.
Вывод: в России, как и в большинстве стран, регулирование поведения чиновников началось со времени образования государства, т.е. еще в Киевской Руси закладывались основания для этого регулирования. Но развитие правого регулирования поведения госслужащих произошло во времена правления Петра I. Это не удивительно, ведь Петр I хотел вывести Россию на международную арену и доказать всем, что Россия - великая держава. Наверное, именно поэтому требования к поведению чиновников, которые были описаны в «Табеле о ранах», сохранились вплоть до правления Николая II и время от времени пополнялись в различных положениях императоров. Совершенно новые требования к поведению государственных служащих были написаны в 1917 г., когда изменилось государственное устройство нашей страны и к власти пришли большевики.