Расчет нормы выработки
Рассчитаем и проанализируем норму выработки на примере транспортного рабочего, водителя автосамосвала. Норму выработки будем рассчитывать на основе данных хронометражного наблюдения.
Водитель Иванов Н.А. работает на БелАЗе-75131. Он перевозит породу от экскаватора ЭКГ-10 до отвала, расстояние транспортирования 2,2 км.
Начало наблюдения 8:00:00, окончание - 19:49. Продолжительность смены -12 часов. В состав работы водителя входят:
· прием и сдача смены;
· заправка автосамосвалов горючим и смазочным материалами, заправка воды или антифриза в радиатор;
· осмотр, смазка и регулировка автосамосвала;
· движение из гаража автостоянки в забой и обратно;
· подача автосамосвала под погрузку к экскаватору;
· движение с грузом к месту разгрузки;
· установка автосамосвала под разгрузку;
· разгрузка горной массы;
· движение к забою без груза.
Факторы, влияющие на норму выработки:
1) Марка автосамосвала;
2) Тип и марка экскаватора;
3) Вместимость экскаватора;
4) Категория пород по крепости;
5) Расстояние транспортировки;
6) Схема подъездов автосамосвалов под погрузку (фронтальная, тупиковая);
7) Наличие взрывных работ в течение смены;
8) Состояние дорог;
9) Величина и длина подъема;
10) Состояние пород (влажные, смерзшиеся);
11) Высота уступа ниже нормальной;
12) Наличие очистной и профилактической обработки кузова автосамосвала при разгрузке влажных, вязких пород;
13) Наличие раздельной выемки угля и негабаритных размеров породы;
14) Наличие подчистки подъездов к экскаватору в течение смены.
Норма выработки на транспортирование горной массы автосамосвалом рассчитывается по формуле:
Нв = Тсм - Тпзо - Тлн \ Тр * Vа/с, м3, (15)
где Тсм- продолжительность смены (420 мин.),
Тпзо - время на подготовительно-заключительные операции (35 мин. в 7-часовую смену),
Тли - время на личные надобности (10 мин.),
Тр - время одного рейса автосамосвала, мин.,
Va/c - объем горной массы в одном автосамосвале, м .
Все данные для расчета нормы выработки берем в хронометражном наблюдении. Проанализируем рабочую смену водителя Иванова в июле 2008г. Общее время наблюдения за водителем Ивановым составило 11ч 49 мин. В расчет нормы не включается время обеда - 00:28:56. Тогда для расчета нормы выработки продолжительность смены составит 11:20:04.
Все указанные в хронометражном наблюдении нормативы взяты из сборника нормативов. Эти нормативы по каждому показателю принимаются за 100% и сравниваются с фактическим временем выполнения. Так получаются проценты отклонения от нормативов.
Например, время на погрузку фактически составило 2:04:38 или 124,63 мин., по нормативу - 1:10:43 (70,72 мин.). Теперь время по нормативу принимаем за 100%. Тогда фактический процент выполнения будет равен:
,63 / 70,72 * 100% = 176%
Получается, что процент отклонения от норматива при выполнении погрузки составил 76%, т.е. на 76% не выполняется этот норматив. Таким образом, за 1 рейс отклонение составляет 15,7%. Это зависит от профмастерства машиниста экскаватора, также влияет состояние пород. Чтобы снизить процент невыполнения, необходимо обучение машиниста, повышение его классности, квалификации. Еще для более быстрой погрузки необходим опыт работы, ведь от него зависит уверенность движений машиниста.
Процент отклонения от норматива времени ожидания погрузки 58% (т.е. перевыполнение на 42%). Этот процент рассчитываем точно также как при погрузке:
Норматив - 0:38:14 (38,23 мин) - 100%
Факт - 0:22:17 (22,28 мин) = ? => 22,28 / 38,23*100% = 58%
Перевыполнение получается из-за уменьшения количества автосамосвалов в очереди на погрузку либо вообще ее отсутствие. Это зависит от выработки угля (породы), наличия его в отвале (если породы, угля будет больше, то очередь автосамосвалов увеличится, следовательно, увеличится и время ожидания погрузки).
Невыполнение норматива по бульдозерной подчистке 127% (по нормативу -21,27 мин., по факту - 48,23 мин.) также свидетельствует о низком профмастерстве бульдозериста и о состоянии породы.