Понятие человеческого фактора в трудах отечественных и зарубежных психологов
Современные системы организации труда отличаются охватом всего персонала фирм и сопряженных организаций, всесторонностью учета квалификационных, физических, организационных, технико-экономических и многих других аспектов конкретного содержания трудовой деятельности. Через промежуточные звенья - повышение квалификации, методы стимулирования, нормативы качества, производительности - содержание труда влияет на планирование структуры и качества каждого особого вида деятельности, которые обеспечивают достижение долгосрочных стратегических целей производства.
Человеческий фактор в его расширенной современной трактовке рассматривается не просто как агент производства, а как комплексный полноправный представитель всех стадий производственной цепи
Введение человеческого фактора в систему психологических понятий - не дополняют, а предусматривает радикальное изменение логики, структуры и содержания всех основных ее составляющих. К системе добавляются важнейшие новые сферы, в каждую подсистему включаются элементы и процессы, которые до сих пор трактуются в виде как бы внешних факторов.
Это прежде всего качественный аспект всех психологических индикаторов, проявления потребностей и интересов, источники самодвижения психологической системы и многое другое. Включение в подсистему новых элементов происходит так же органично, как и реально совершившееся на глазах ныне живущих поколений включение в производственную деятельность в качестве равноправных "социальных" сфер таких, как образование, культура, здравоохранение.
В научной литературе разрабатывается теория творческого человека (Дж. Фостер, Дж. Кейнс, В.С. Автономов) применительно к проблемам человеческого фактора в организации. Они утверждают, что люди не просто пассивно или гибко приспосабливаются к внешним воздействиям, но и творчески изменяют внешний мир, создают в нем новые структуры, воплощая в жизнь идеи, концепции и другие продукты своего воображения.
Фостер Дж. рассматривает возможность существования субъекта в производственной среде, которым руководит, движимая воображением творческая деятельность, а не основанный на расчете потребительский выбор, совершаемый рациональным расчетом. /9, с.34/
Таким образом, исследователи ставят творческую компоненту человека одной из важных составляющих эффективной профессиональной деятельности.