Сущность организации труда и принципы ее построения
Указанные направления организации труда неразрывно связаны между собой, поэтому их следует рассматривать как систему. Все они в равной степени относятся к основным и вспомогательным рабочим, специалистам и служащим.
Принципы рационализации процессов должны охватывать весь довольно сложный комплекс производственных и управленческих, правовых, экономических, информационных, мотивационных и психологических аспектов организации производства. В связи с этим, расширим перечень принципов рационализации процессов, придадим ему комплексность. Для наглядности принципы представим в виде таблицы.
Таблица 1
Принципы рационализации производственных процессов
Наименование принципа |
Сущность принципа |
Результативность принципа |
1 |
2 |
3 |
1. Обеспечение параллельности процессов |
Параллельность процесса характеризуется степенью совмещения операций во времени. Чем больше совмещений, тем сложнее организация процесса, но короче его длительность. |
Обеспечение параллельности процессов позволяет сокращать длительность производственных и управленческих циклов во времени. Наиболее распространенным видом сочетания операций является параллельно-последовательное. |
2. Обеспечение ритмичности процессов |
Ритмичность характеризуется равномерностью чередования одних и тех же операций во времени, комплекса работ в заданный календарный период и т. п. |
Обеспечение ритмичности процессов позволяет равномерно загружать рабочие места во времени, лучше координировать их взаимодействие в пространстве и времени, снижать брак в работе, повышать ее качество |
3. Обеспечение непрерывности процессов |
Непрерывность процесса характеризуется степенью оптимальности плановых перерывов и отсутствием внеплановых перерывов |
Обеспечение непрерывности процессов позволяет сокращать длительность производственных и управленческих циклов времени |
4. Обеспечение пропорциональности процессов |
Процесс пропорционален, когда отдельные его компоненты находятся в определенном количественном соотношении. |
Обеспечение пропорциональности процессов позволяет эффективно использовать ресурсы за счет полной загрузки производственных мощностей и трудовых ресурсов, технических средств и информации. |
6. Обеспечение восприимчивости процессов управления |
Восприимчивость системы управления - это ее способность воспринимать внешние и внутренние воздействия на объект управления |
Восприимчивость управления позволяет увеличивать число управляемых параметров и повышать степень определенности системы. При этом следует отличать целенаправленные воздействия от случайных |
7. Обеспечение адаптивности производственных и управленческих процессов |
Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структуры организации |
Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потребителей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха и т. п.) |
8. Совершенствование системы менеджмента организации |
Система менеджмента организации - система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая из внешнего окружения и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем). |
Совершенствование системы менеджмента организации с применением рассмотренных ранее системного, воспроизводственно-эволюционного и других подходов позволит повысить качество и эффективность системы управления за счет снижения неопределенности, повышения организованности и других факторов. В системном подходе первичным является внешнее окружение системы, а ее внутренняя структура - вторичным |
9. Применение научных подходов к процессам |
К научным подходам относятся системный, структурный, маркетинговый, воспроизводственно-эволюционный, функциональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный и др. |
Применение научных подходов к разработке и реализации управленческих решений в области организации производства позволит повысить организованность и эффективность производственных и управленческих процессов, экономно использовать ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции |
10. Подбор команды профессионалов |
Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему |
Позволяет повысить организованность, надежность и эффективность функционирования организации |
11. Обеспечение инновационного характера развития организации |
Развитие на основе разработки новшеств (патентов, ноу-хау и т. д.) и их внедрения {т. е. инновации) ради улучшения деятельности в любой сфере, получения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными |
Наряду с предыдущими принципами соблюдение данного принципа ведет к переходу организации из разряда отстающих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится 85-95% прироста валового внутреннего продукта |
13. Ориентация процессов на качество |
Качество любых объектов (товаров, работ, услуг, документов, процессов и т. д.) является приоритетным фактором конкурентного преимущества организации |
Позволяет повысить конкурентоспособность управляемых объектов (на первом уровне дерева конкурентоспособности находятся качество объекта, его цена, затраты в сфере потребления и качество сервиса в соотношении 4:3:2:1 |
12. Рациональное сочетание методов управления персоналом |
В зависимости от степени свободы объекта управления методы следует подразделять на три вида: принуждения, побуждения и убеждения |
Правильный выбор соотношения применяемых методов управления позволяет оптимизировать управленческие процессы. |
13. Персонификация управления и стимулирование результатов труда |
Установление системы управления, в которой: каждый работник знает свою сферу деятельности; документирован круг его обязанностей; у него один начальник; труд достаточно мотивирован; |
Повысить обоснованность системы поощрения и наказания, в зависимости от качества труда каждого работника в целях повышения эффективности производства |
14. Обеспечение информативности процессов управления |
Информативность процесса управления характеризует достаточность качественной информации для нормального протекания управленческих процессов |
Информация как "кровь" системы позволяет питать управление, устанавливать различные закономерности, принимать и реализовывать качественные управленческие решения |
15. Автоматизация процессов |
Протекание процессов без прямого участия человека. |
Автоматизация позволяет значительно увеличить число управляемых параметров, повысить качество управления, снизить его трудоемкость |
16. Обеспечение оперативности управления |
Оперативность управления - это способность субъекта или объекта управления вовремя и быстро реагировать на целенаправленные или случайные воздействия |
Оперативность управления позволяет обеспечить адаптивность и восприимчивость процессов управления к внешним возмущениям |
17. Регламентация процессов |
Установление правил, методов, процедур, технологий, регламентов управления какими-либо процессами |
Регламентация процессов позволяет обеспечить их целенаправленность, обоснованность, перспективность, эффективность (при соответствующих затратах на регламентацию) |