Понятие, классификация запасов и основные принципы работы с запасами
= Po*tp,
где Zt - объем запаса в пути, единиц;- среднесуточный объем потребления, единиц/день;- время нахождения запаса в пути, дни.
Время нахождения запаса в пути включает:
а) продолжительность выполнения различных маневровых операций;
б) время передвижения;
в) продолжительность погрузоразгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой;
г) время хранения грузов на складах транспортных организаций до получения их потребителями.
Каждая организация в логистической системе или в цепях поставок является, с одной стороны, организацией-поставщиком, а с другой - организацией-потребителем. Следовательно, производственный и товарный запасы всегда имеются в рамках предприятия или звена цепи. Производственный и товарный запасы различных товарно-материальных ценностей при решении отдельных задач управления могут подразделяться на подгруппы.
По назначению запасы можно разделить на:
) операционный;
) страховой (гарантийный);
) резервный;
) общий;
) наличный;
) располагаемый.
Операционные запасы создаются в связи с производственной необходимостью. Страховые запасы формируются для того, чтобы защититься от неконтролируемого поведения покупателей (поскольку невозможно спрогнозировать количество ежедневных заказов) и задержек в поставке товаров (вследствие невыполнения обязательств поставщиками и транспортными компаниями).
Также на предприятиях могут создаваться спекулятивные запасы. Спекулятивные запасы создаются в случае, когда компания прогнозирует, что в ближайшее время цена на ресурсы возрастет, и надеется сэкономить на разнице цен.
Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов [9, с. 23]:
) определение, чем может управлять компания;
) выявление релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;
) поиск оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.
Можно определить основные параметры управления запасами:
) размер заказа на закупку товаров (сырья и материалов);
) время возобновления заказа (параметр, на основании которого принимается решение о размещении новых заказов).
В некоторых случаях у компании есть возможность управлять только одним параметром (например, временем возобновления заказа). В других ситуациях компании доступно управление несколькими параметрами (к уже перечисленным выше можно добавить условия оплаты заказа).
Релевантными называют затраты, которые меняются в результате принятия решения. В системе управления запасами обычно выделяют следующие группы релевантных затрат:
) затраты, связанные с хранением запасов (стоимость капитала, обездвиженного в запасах; затраты на содержание товара на складе);
) затраты, связанные с выполнением заказов (расходы на ведение учетной документации; транспортные расходы на доставку заказов; расходы, связанные с размещением заказов);
) убытки, возникшие из-за дефицита запасов (расходы в виде потери части прибыли либо потери клиентов и части деловой репутации компании).
При этом важно определить не только затраты, которые будут меняться, но и то, как они будут меняться. Это позволит смоделировать последствия принимаемого решения. Наиболее распространены так называемые конкурирующие затраты, то есть затраты, меняющиеся в противоположных направлениях. К примеру, увеличение страхового запаса на складе ведет к росту затрат на хранение и снижению риска убытков из-за простоя.
Таким образом, запас представляет собой довольно сложное явление, связанное с сочетанием характеристик движения входящего и выходящего материальных потоков, формирующих запас. Для упорядочения решения задачи управления запасами в рамках заданной логистической системы или цепи поставки целесообразно разделять или классифицировать запас на составляющие части, которые принято называть видами запаса.