Тестирование
Тесты способностей, с помощью которых исследуются общие способности к успешному и производительному труду, интеллектуальные способности, специфические дарования и специфические трудовые способности, показаны в Таблице 1.1
Таблица 1.1 - Виды тестов на способности
Категория тестов |
Назначение |
Общие тесты производительности |
Исследование духовных признаков работоспособности кандидата, опираясь, например, на его способность концентрировать внимание и др |
Категория тестов |
Назначение |
Тесты на интеллект |
Исследуются общий интеллект при ссылке на общие умственные и мыслительные способности кандидата, или специфический интеллект, например, владение языком, ловкость в счете, мыслительные способности, комбинационные способности, пространственное воображение |
Специальные тесты дарований |
Используются для установления, например, технических дарований, беглости (ловкости) пальцев и сноровки |
Специальные тесты производительности |
Используются для определения поведения в экспериментальной производственной ситуации, например, через проверку сенсорных или моторных функций |
трудовой персонал собеседование сотрудник
Личностные тесты прежде всего предназначены для установления интересов, склонностей, внутренних установок, социальной манеры поведения, свойств характера:
тесты интересов;
тесты на истолкование форм;
· тематические тесты;
· цветовые тесты[27].
Оперируя в принципе теми же понятиями, но обозначив основные характеристики трудящегося индивида через работоспособность (производительность) - личность - интеллект, Бертхель разработал трехэлементную классификацию психологических тестов, в которую вошли:
· общие тесты производительности, направленные на фиксацию у испытуемого сугубо профессиональных притязаний, связанных с требованиями рабочего места;
· личностные тесты, цель которых охватить и сделать сравнимыми характерологические портреты кандидатов, выявив их интересы, установки и восприятия;
· тесты на интеллект[20].
Классификация тестов по Линерту, являясь одной из широко распространенных, также трехэлементная с детализированным разложением каждой из групп на однородные субгруппы:
- Интеллектуальные тесты:
· общие интеллектуальные тесты;
· специальные тесты мыслительных способностей и дарований.
- Тесты производительности:
· моторный тест производительности;
· сенсорный тест производительности (например, различение цветов);
· психологический тест производительности (например, способность к счету).
- Личностные тесты:
· тесты свойств (напр., экстравертность);
· тесты интересов (напр., профессиональные интересы);
· тесты установок (напр., руководящее поведение);
· тесты характеров (комплексные высказывания);
· тесты типов (то же) [29].
Дальнейшая дифференциация Линнертом отобранных критериев стала основанием для построения еще ряда тестовых группировок:
По степени общности и применимости:
· стандартизованные тесты;
· нестандартизованные тесты.
По признаку основного параметра:
- тесты на скорость;
- уровневые тесты - скорость роли не играет.
По признаку зависимости от интерпретации:
· прямые методы тестирования (например, опросные листы);
· косвенные, или проекционные методы тестирования (например, "многотолкующие" картинки или чернильные кляксы в качестве заданий).
По проведению тестирования:
- опросный лист;
· тест с бумагой и карандашом;
· тест с материалом для обработки (например, кубики).
По пониманию речи:
· вербальный тест;
· невербальный тест.
По виду ответов на задания:
· тест со свободными ответами на задания;
· тест со связанными (переплетенными) ответами на задания[1].