Тестирование

Тесты способностей, с помощью которых исследуются общие способности к успешному и производительному труду, интеллектуальные способности, специфические дарования и специфические трудовые способности, показаны в Таблице 1.1

Таблица 1.1 - Виды тестов на способности

Категория тестов

Назначение

Общие тесты производительности

Исследование духовных признаков работоспособности кандидата, опираясь, например, на его способность концентрировать внимание и др

Категория тестов

Назначение

Тесты на интеллект

Исследуются общий интеллект при ссылке на общие умственные и мыслительные способности кандидата, или специфический интеллект, например, владение языком, ловкость в счете, мыслительные способности, комбинационные способности, пространственное воображение

Специальные тесты дарований

Используются для установления, например, технических дарований, беглости (ловкости) пальцев и сноровки

Специальные тесты производительности

Используются для определения поведения в экспериментальной производственной ситуации, например, через проверку сенсорных или моторных функций

трудовой персонал собеседование сотрудник

Личностные тесты прежде всего предназначены для установления интересов, склонностей, внутренних установок, социальной манеры поведения, свойств характера:

тесты интересов;

тесты на истолкование форм;

· тематические тесты;

· цветовые тесты[27].

Оперируя в принципе теми же понятиями, но обозначив основные характеристики трудящегося индивида через работоспособность (производительность) - личность - интеллект, Бертхель разработал трехэлементную классификацию психологических тестов, в которую вошли:

· общие тесты производительности, направленные на фиксацию у испытуемого сугубо профессиональных притязаний, связанных с требованиями рабочего места;

· личностные тесты, цель которых охватить и сделать сравнимыми характерологические портреты кандидатов, выявив их интересы, установки и восприятия;

· тесты на интеллект[20].

Классификация тестов по Линерту, являясь одной из широко распространенных, также трехэлементная с детализированным разложением каждой из групп на однородные субгруппы:

- Интеллектуальные тесты:

· общие интеллектуальные тесты;

· специальные тесты мыслительных способностей и дарований.

- Тесты производительности:

· моторный тест производительности;

· сенсорный тест производительности (например, различение цветов);

· психологический тест производительности (например, способность к счету).

- Личностные тесты:

· тесты свойств (напр., экстравертность);

· тесты интересов (напр., профессиональные интересы);

· тесты установок (напр., руководящее поведение);

· тесты характеров (комплексные высказывания);

· тесты типов (то же) [29].

Дальнейшая дифференциация Линнертом отобранных критериев стала основанием для построения еще ряда тестовых группировок:

По степени общности и применимости:

· стандартизованные тесты;

· нестандартизованные тесты.

По признаку основного параметра:

- тесты на скорость;

- уровневые тесты - скорость роли не играет.

По признаку зависимости от интерпретации:

· прямые методы тестирования (например, опросные листы);

· косвенные, или проекционные методы тестирования (например, "многотолкующие" картинки или чернильные кляксы в качестве заданий).

По проведению тестирования:

- опросный лист;

· тест с бумагой и карандашом;

· тест с материалом для обработки (например, кубики).

По пониманию речи:

· вербальный тест;

· невербальный тест.

По виду ответов на задания:

· тест со свободными ответами на задания;

· тест со связанными (переплетенными) ответами на задания[1].

Перейти на страницу: 1 2 3