Инновационные аспекты и элементы креативной экономики
Все инновации в Сбербанке <http://slon.ru/tag/118/> делятся на три группы. Первая - это прорывные инновации. Название, по сути, в данном случае говорит само за себя, то есть это те инновации, которые могут обеспечить качественный прорыв на рынке банковских услуг. Понятно, что таких инноваций не может быть много, как правило, выбирается одна основная инновация на год и в 2010 году это инновация с названием "Нет наличному обороту". Мы выбирали примерно из 25 инновационных идей, которые могли претендовать на прорывную инновацию в этом году, в итоге, список сократился до 5 таких идей, но эта инновация, на мой взгляд, станет прорывом на 90%.
Вторая группа инноваций - стратегические инновации, то есть инновации, являющиеся частью стратегии Сбербанка. Яркий пример такой инновации - проект "Кредитная фабрика".
Третья группа инноваций - это текущие инновации. Именно эту группу мы особенно активно развиваем сегодня. С целью развития таких инноваций в Сбербанке был создана внутренняя система - "Биржа идей". Это внутренняя социальная сеть, доступ к которой имеет каждый сотрудник Сбербанка, в любом территориальном банке <http://slon.ru/tag/12/>, а также в дочерних банках Сбербанка в Казахстане, Белоруссии и Украине. На "Бирже идей" любой сотрудник может предложить свою инновационную идею, которая позволила бы сократить издержки банка и сделать его обслуживание более качественным.
"Биржа идей" заработала только в ноябре прошлого года, но в данной системе зарегистрировано уже около 11% всех сотрудников Сбербанка, то есть около 30 000 человек. За квартал число зарегистрированных участников системы выросло более чем в 2,5 раза. Мы получаем по 90 различных инновационных предложений в день, на каждое из которых приходит в среднем по 50 просмотров с оценками других зарегистрированных пользователей. Всего сегодня в системе зарегистрировано 6857 идей, из которых 2919 одобрено, то есть мы считаем, что от них будет определенный экономический эффект.
Данный проект является уникальным в банковской сфере сегодня. На создание "Биржи идей" мы потратили 5,5 млн руб. и еще около 7,5 млн руб уйдет на ее техническую поддержку в ближайшем будущем. Но мы уже отбили эти затраты. Например, только идея о том, чтобы оказаться от карточек лицевого счета, которые заводились для каждого клиента и, по сути, являлись дублирующими документами, даст экономию 18 млн руб. в год. Еще один пример - предложение сотрудника Байкальского банка Сбербанка по уставу. Устав банка состоит из самого устава и приложений к нему, в которых содержатся изменения, которые вносились в устав. При этом нотариально заверенную копию устава должно иметь каждое отделение. До сих пор устав состоял из девяти отдельных документов, каждый из которых необходимо было нотариально заверять, предложение же сотрудника заключалось в том, чтобы юридически объединить устав и приложения к нему в один документ, что позволит существенно экономить на нотариальном заверении. Экономический эффект данной инновации - 32 млн руб в год.
При этом, благодаря "Бирже идей" меняется идеологический подход сотрудников к работе. Наш девиз - всегда можно сделать лучше, только надо найти, как. Сейчас люди понимают, что могут предложить свои идеи по оптимизации бизнес-процессов и эти идеи будут приняты и рассмотрены. Хотя справедливости ради надо сказать, что доля анонимов среди зарегистрированных на бирже велика. Далеко не каждый сотрудник пока готов поделиться идеей от своего имени, но постепенно эта доля сокращается.
Немало сокращению доли анонимов способствует система мотивации для тех, чьи идеи были одобрены. При разработке этой системы мы учли исследовательский опыт лидеров инноваций, таких, как IBM, Microsoft, Nokia, Tоyota. И мы решили, что держать людей на чистой идеологии неправильно. Из нематериальной мотивации можно отметить такие виды, как попадание инноватора в кадровый резерв: я сама взяла несколько человек, выступивших с инновационными идеями, из тербанков к себе в отдел. Кроме того мы готовы стимулировать таких людей, предоставляя им дополнительные возможности по обучению. Но есть и материальная сторона. Сотрудник, чья инновационная идея была принята, получает 10% от величины годового экономического эффекта, который даст его идея. При этом 25% от этой суммы он получает после одобрения идеи на собрании акционеров, еще до ее внедрения, и 75% - уже после реального внедрения. Однако максимальная сумма выплат ограничена. Сейчас мы обсуждаем, какой она будет, с финансистами, и точную цифру я назвать не готова. Могу только сказать что это будет в пределах 1 млн руб.