Методы расчета и порядок установления базовых показателей качества продукции

После создания квалиметрической модели качества дороги необходимо установить значения показателей качества дорожно-строительной продукции. Для этой цели применяют следующие методы /1/: экспериментальный, расчетный, комбинированный, социологический и экспертный.

Среди этих методов основным считают экспериментальный метод, так как в этом случае результаты оценки качества получаются наиболее надежными.

Известно, что достоверность экспериментального метода зависит от точности средств и количества измерений. Применительно к средствам измерений, прошедших государственную или ведомственную проверку, достоверность показателей зависит от количества измерений и способа их обработки. Зачастую количество отбираемых проб и методику обработки их задают в инструкциях и стандартах предприятий. Показатель качества можно принять с помощью среднего арифметического значения результатов измерений по общему числу отобранных проб.

Расчетный метод основан на использовании расчетных зависимостей для определения искомых показателей. Этот метод менее точный. Но он позволяет сократить время и трудоемкость по установлению показателей.

Комбинированный метод основан на экспериментальном определении одной из характеристик, по которой расчетным путем вычисляют искомый показатель. Данный метод также менее точный по сравнению с экспериментальным, так как в этом случае ошибка увеличивается за счет применения погрешности косвенного расчета.

Социологический метод базируется на определении результатов показателей, полученных на основе массового опроса, например анкетным способом, потребителей продукции. Полученные таким способом данные обрабатывают статистическим способом.

Экспертный метод основан на результатах анализа мнений высококвалифицированных специалистов-экспертов.

Существует мнение, что, при определении качества дорожно-строительной продукции, среди этих методов предпочтение следует отдавать экспериментальному, когда речь идет о таких технических показателях, как: плотность слоев, водонасыщение, морозостойкость, толщины слоев, плотность грунта и т.п. Затем рекомендуется использовать комбинированный или расчетный метод. Из сказанного можно полагать, что экспертный и социологический методы стоят на последнем месте. В действительности это не всегда так. Так, например, определение таких показателей, как: эстетических, гигиенических, эргономических, соответствия дороги ее возможностям, и других, адекватных им, невозможно без использования экспертных методов. Однако, если рассматривать отдельные виды широкого спектра существующей продукции, то в ряде случаев качество продукции возможно определить только с помощью экспертных методов; например для продукции парфюмерии, в большинстве случаев пищевой продукции, одежды, обуви, когда на одно из первых мест качества продукции выходит дизайн и т.д.

Как показано в пункте 4.2, для определения единичных (дифференциальных) показателей качества продукции необходимо знать базовые показатели. При сравнительных оценках за базовый показатель качества принимают исходный (эталонный показатель). Достоверность значений базового показателя РiБ существенно влияет на параметры статистического регулирования качества выпускаемой продукции. За базовые образцы может приниматься существующая выпускаемая продукция или перспективная продукция, планируемая к выпуску в ближайшее время.

Существует несколько эталонов базовых образцов продукции, достигнутых в настоящее время /10/:

1 высший мировой;

2 средний мировой;

3 высший национальный;

4 средний национальный;

5 оптимальный уровень качества, экономически рациональный в настоящее время;

6 перспективный национальный или мировой уровень качества продукции;

7 эталон, базирующийся на существующих стандартах.

Первые четыре эталона, как правило, применяются с целью оценки качества продукции, которая будет выпускаться в перспективе. В то же время уровень качества в перспективе зачастую является эталоном для продукции, намечаемой к освоению в ближайшее время.

Считают, что базовый образец - это такой, который выражает четко выраженную представительность на общем фоне, но имеет аналогичный комплекс особенностей, присущих для этого вида продукции. В большинстве случаев за базовый образец принимают стандарты.

Перейти на страницу: 1 2