Авторитет руководителя
задач, связанных с вещами, неодушевленными объектами и процессами, и
задач, связанных с другими индивидами, личностями, группами, общностями. Успех деятельности руководителя зависит от успешности решения им задач как первого, так и второго типа.
Важно подчеркнуть, что подобное разграничение выделенных двух типов задач возможно только в рамках теоретического анализа интеллектуальной деятельности руководителя. В реальности провести их разграничение вряд ли возможно. Действительно, практически все задачи первого типа руководитель решает во взаимодействии с другими индивидами, т.е. в режиме не индивидуального, а совместного решения, которое отличается от индивидуального решения именно наличием общения со всем спектром связанных с ним проблем - взаимопониманием, взаимоотношениями, эмоциональным взаимодействием.
Единодушие в оценке высокой значимости интеллекта руководителя для успешности его профессиональной деятельности не мешает специалистам придерживаться существенно разных взглядов на природу интеллекта, методы его исследования, способы измерения уровня интеллектуального развития личности.
Кроме всех вышеприведённых качеств и способностей, руководителям в современной России необходимы так же:
Практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
Социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.
Адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.