Жизненный цикл предприятия. Сущность антикризисного управления с учетом жизненного цикла предприятия

Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Жизненный цикл организации используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Модель жизненного цикла имеет следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка. Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида / организации, но и в распаде на новые виды / организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития. Вероятность наступления кризиса значительно выше в межциклический период существования предприятия. Кризисные явления могут возникать в нескольких случаях: 1) при переходе из стадии начального развития в период возрастающего развития 2) при переходе из стадии развития в стадию стабилизации 3) при переходе из стадии стабильности в период глобального спада и депрессии 4) от момента банкротства до момента ликвидации бизнеса добровольно либо принудительно по суду. Особенно, как показывает практика, изобилует кризисами стадия спада, когда с течением времени растет не только частота, но и глубина кризисных явлений.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность антикризисного управления состоит в том, что меры по предотвращению кризиса должны быть приняты еще задолго до попадания в кризисную «яму». При появлении тенденции спада необходимо корректировать стратегию уже с учетом наступления в скором будущем кризисных явлений, привлекать финансовые средства с целью успешного противостояния вызванным кризисной ситуацией убыткам, чтобы избежать банкротства. Успех в антикризисном управлении зависит в конечном счете даже не от того, удалось или не удалось предотвратить кризис, который, исходя из концепции жизненного цикла, является закономерным после подъема событием, а от того, насколько хорошо руководство оказалось к нему готово. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы кризисная «яма» была более пологой и менее глубокой, т.е. спад длился бы недолго, а главное, не был бы велик по амплитуде. Поэтому практическая польза от модели жизненного цикла предприятия заключается в том, что она может прогнозировать возникновение кризиса еще задолго до него. Но если в теории кризис - это закономерность, то на практике кризис - это почти всегда неожиданность. Основным недостатком теории жизненного цикла является то обстоятельство, что с ее помощью реально никогда нельзя хотя бы приблизительно указать момент наступления кризиса. С ее помощью можно лишь сказать, может случиться кризис или не может, и то с высоким риском ошибки - ведь, к примеру, бывает и так, что кризис, поразивший предприятие, может и не смениться подъемом, а наоборот, явится прелюдией к еще более глубокому кризису. Из всех неприятных свойств, присущих кризисному явлению, наиболее опасным является его внезапность, а, следовательно, нужны специальные методы для того, чтобы этой опасности уметь противостоять. С диагностики кризиса начинается всякая борьба с ним. Природа кризисных явлений может быть различной, но общим является то, что они наступают неожиданно. Известнейший теоретик в области корпоративного управления И. Ансофф предложил именовать их стратегическими неожиданностями: Любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Иными словами, ситуация обуславливает выбор соответствующей стратегии. Традиционные методы управления не увязывают организационные цели с меняющейся ситуацией, цели остаются прежними, но если в нормальной ситуации целями любой организации является прибыльность, захват новых рынков, экспансия и рост, то в кризисной ситуации главная цель - это выживание.