Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии
От правильного выбора во многом зависит эффективность стратегии антикризисного управления.
Под антикризисной стратегией понимаются долгосрочные мероприятия, направленные на развитие деятельности предприятия, его сфер и норм деятельности. При данной стратегии рассматриваются взаимоотношения внутри предприятия, применяются меры с целью смягчения кризисного явления и предотвращения кризисного состояния.
Стратегия антикризисного управления отвечает на следующие вопросы: как, каким образом и с помощью каких факторов предприятие достигает стабильного положения, улучшает свое финансовое положение. Важнейшей проблемой при достижении стабильного положения в российской экономике являются правильная разработка и проведение антикризисной стратегии управления. Стратегия антикризисного управления позволяет заранее определить угрозу кризиса и принять меры для ее предотвращения. В настоящее время многие предприятия для конкурентоспособности вводят изменения в хозяйственную деятельность. Причиной нововведений является появление кризисной ситуации. В зависимости от области предприятия и ее действия выбирается определенная антикризисная стратегия. Можно выделить несколько критериев «правильности» выбора стратегии. Стратегия и тактика развития предприятия в общем и антикризисном управлении в частности могут определяться:
) степенью омертвления оборотного капитала;
) старанием управленческого персонала;
) потерей гибкости в управлении;
) старением основного капитала;
) высокой долей заемного капитала;
) нестабильной фискальной и кредитно-денежной политикой;
) высокими налоговыми ставками;
) нестабильностью и противоречивостью законодательства;
) нестабильностью политической обстановки;
) прочими внешними и внутренними факторами.
Под стратегией понимается совокупность мер и принципов, направленных на решение возникшего вопроса. Стратегия меняется при изменении окружающей среды. Поэтому необходимо прогнозировать будущие явления. Для устранения причин кризисного явления проводится анализ внешней и внутренней среды всего предприятия, выделяются сильные и слабые стороны, происходит сбор необходимой информации для выяснения причины возникновения кризиса. Точное представление о деятельности предприятия или организации позволит заранее предпринять нужную стратегию.
В разработке стратегии антикризисного управления предприятия можно выделить 3 этапа.
Первый этап
- своевременная, комплексная диагностика состояния предприятия. Данный этап включает в себя анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса:
) анализ макросреды. В данном методе можно выделить 3 важных сектора: политическое окружение предприятия или организации, экономическая среда, социальная и технологическая среда;
) проведение анализа конкурентной среды - исходит из 5 основных принципов, таких как наличие покупателя и поставщика, существование конкуренции, появление новых конкурентов и выпуск товаров-заменителей; анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации.
Слабая стратегия предприятия или ее неэффективная реализация являются отличительным признаком кризисной ситуации на данном предприятии. При анализе стратегии внимание менеджеров в первую очередь должно быть сконцентрировано на таких моментах, как:
) эффективность текущей стратегии;
) сила и слабость, возможности угрозы предприятия;
) конкурентоспособность;
) оценка прочности конкурентной позиции предприятия;
) выявление проблем, вызвавших кризис на
Полученные данные в ходе изучения антикризисного состояния организации можно представить в виде схемы:
) стратегические показатели деятельности предприятия: (доля на рынке; уменьшение или увеличение объема продаж; размер прибыли; доходность акций);
) внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности;
) конкурентные переменные: качественные характеристики товара; репутация или имидж; производственные возможности; технологические навыки; сеть сбыта; маркетинг; издержки;
) выводы о положении предприятия относительно конкурентов;
) главные стратегические проблемы, которые необходимо решить предприятию.
Второй этап
разработки стратегии - корректировка миссии и системы целей предприятия.
Миссия - формирует основные предпосылки успешной деятельности предприятия, предоставляет возможность для инициативы.