Методы управления
согласительные формы (консультация, компромисс);
рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). [23,с 30].
Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Организационно-административные методы - это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
Одним из методов, используемых социальным менеджментом, является самоуправление, противопоставляемое демократическому централизму.
В управленческой деятельности выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.
Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от
эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.
Самоуправление предусматривает личную ответственность каждого субъекта управления за принимаемые решения и каждого члена коллектива за выполнение решений.
Самоуправление возможно в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности и если трудовой коллектив включен в самоуправляющую систему организации.
Применительно к самоуправлению техника комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:
приемы, ориентированные на работников:
а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии);
б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека);
в) переподготовка (прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
приемы, ориентированные на работу:
а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом);
б) гибкий график работы (такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы);
в) организация телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;