Понятие мотивов и мотивации
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
Таким образом, можно выделить два подхода к вопросу определения, что такое мотивация. Первый подход рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. По мнению В. Д. Шадрикова мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм [5].
И в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация. В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).
Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность - ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Взгляды на соотношение и взаимосвязь мотива и мотивации часто противоречивые (Р. А. Пилоян, И. А. Джидарьян). Некоторые концепции сходятся в том, что мотив имеет более узкое значение, чем мотивация. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом.
В. Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей [6].
Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. В данной работе мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива.
Являются ли потребности единственным источником мотивации? Положительно на этот вопрос отвечали Г. А. Фортунатов, А. В. Петровский и Д. А. Кикнадзе. Против этой точки зрения выступали психологи, изучавшие проблему воли. В. И. Селиванов считал, что не все мотивы обусловлены потребностями, что воздействие окружающего мира порождает много мотивов, не связанных с наличными потребностями. Различные воздействия, исходящие от других людей и предметов окружающей среды, вызывают ответные действия человека, иногда даже вопреки им. Это соответствует представлениям о социальной обусловленности поведения человека (чувством долга, пониманием необходимости или целесообразности своих действий). Таким образом, в зависимости от расположения ведущего фактора выделяют два вида мотивации: экстринсивная мотивация - обусловлена внешними факторами и интринсивная - внутренняя, связанная с личностными потребностями, установками, интересами, желаниями [4].