Основные виды логистических затрат, связанных с управлением запасами
Первичная цель запасов - разделение различных фаз основной деятельности. Запас сырья отделяет производителя от своих поставщиков, запас незавершенного производства - различные стадии производства, запас готовой продукции - производителя от потребителей этой продукции. В основном существует четыре причины создания запасов:
) защита от неопределенности. В системе запасов существуют неопределенности при поставках материалов, отгрузках готовой продукции, а также в цикле производства. На складе поддерживается определенный уровень запасов, чтобы защититься от подобных неопределенностей. Если бы покупательный спрос был известен, было бы возможно (хотя и не обязательно экономично) производить продукцию со скоростью потребления. В этом случае не требовалось бы наличие склада готовой продукции. Однако любое изменение спроса немедленно отразилось бы на системе производства.
) учет экономичного производства и закупок. Часто бывает экономичнее производить товар партиями. В этом случае партия товара может быть произведена в течение короткого промежутка времени, и затем производство не возобновляется до тех пор, пока не возникнет необходимость в новой партии. Это дает возможность покрыть производственные расходы за счет большого объема партии, а также позволяет использовать одно и то же оборудование для производства разных продуктов. Аналогичная ситуация сохраняется при закупках сырья. Вследствие расходов на заказ, скидок, транспортных расходов иногда бывает экономичнее закупать сырье большими партиями, даже если часть этого сырья потом хранится на складе для дальнейшего использования.
) покрытие ожидаемых изменений спроса и поставок. Существуют некоторые ситуации, когда изменения спроса и поставок можно предсказать. Один из таких случаев - когда меняется цена или доступность сырья. Другой источник информации - это планируемое продвижение товара на рынок, когда большой объем готовой продукции может находиться на складе до определенного момента времени.
) учет перевозок. Транзитные запасы состоят из материалов, которые находятся в пути от одной точки к другой. На уровень этих запасов влияет расположение производства и выбор перевозчика. Запасы, движущиеся от одной стадии производства к другой в пределах одного предприятия, также могут быть классифицированы как транзитные запасы.
Решения, принимаемые при управлении запасами, непосредственно влияют на четыре вида производственных издержек. Структура расходов на запасы имеет следующий вид:
. Стоимость предметов закупки. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются в зависимости от:
количества предметов, закупаемых по одному заказу;
общей стоимости заказа по нескольким позициям, выдаваемого одному поставщику;
времени года, в которое размещается заказ.
. Расходы на оформление заказа (не зависят от количества заказанной продукции):
расходы по оформлению заказа на закупку или производство;
транспортные расходы;
расходы по приемке груза.
. Издержки на хранение запасов:
стоимость капитала, инвестированного в запасы;
складские расходы (складские площади, энергоснабжение, персонал);
налоги и страховка, зависящие от стоимости заказа;
падение ценности запасов из-за старения, порчи, кражи.
. Издержки, вызванные отсутствием запасов:
потерянное производственное время или сверхурочные работы, вызванные отсутствием материала или другого ресурса;
стоимость отслеживания отложенных заказов, клиентуры на готовую продукцию, которой не оказалось на складе;
издержки, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес клиентуры;
потерянный объем сбыта или утраченные клиенты.
Таким образом, запасы - это потери предприятия, которые скрывают другие проблемы. Когда на производстве есть страховой запас, рабочие недостаточно мотивированы к тому, чтобы усовершенствовать производство.
Кроме того, избыток запасов на любой стадии производства приводит к новым потерям, например таким, как:
транспортировка. Когда выпускают продукцию, которую используют не сразу, изделия нужно переместить из цеха и где-то хранить. Для перемещения между процессами на предприятиях используют конвейеры, погрузчики и другие транспортные средства, а это увеличивает затраты и не добавляет ценности;