Методы мотивации и стимулирования
Кроме премий и заработной платы существует ещё один вид денежных вознаграждений, обладающий определённым мотивационным эффектом: участие в прибылях. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди наглядно видели связь с результатами своей работы.
Материальное вознаграждение достаточно тонкая система стимулирования и для того, чтобы она выполняла свою мотивирующую функцию, она должна быть гибкой, четко дифференцированной и справедливой, отражать в себе конечный результат и быть понятной сотрудникам. Отметим, что выплаты за выслугу лет, социальные льготы (железнодорожные билеты, медицинское обслуживание, детские учреждения и т.п.) не являются мотивирующим фактором, но повышают лояльность работника к организации.
Нематериальные стимулы не менее многообразны. Среди них можно выделить: социальные, моральные, творческие, социально-психологические.
Социальные стимулы связаны с потребностями работников в самоутверждении, а также с их стремлением занимать определенное общественное положение, следовательно, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы выражаются в возможностях участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения, в перспективах продвижения по социально-профессиональной лестнице, в возможностях заниматься престижными видами труда.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности.
Творческие же стимулы обусловлены потребностью работника в самореализации, самосовершенствовании и самовыражении. Возможности самореализации зависят от уровня образования, профессиональной подготовки работников, от их творческого потенциала и обусловлены содержанием труда. Стимулом выступает сам процесс труда, уровень его содержательности, разрешение возникающих в ходе процесса творческих задач.
Социально-психологические стимулы вытекают из той роли, которую играет общение в жизни человека. Оно является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность в общественном производстве, с одной стороны, дает возможность общения, а с другой - самореализуется только через него.
Такова характеристика стимулов в зависимости от тех личных потребностей работников, на удовлетворение которых они направлены и реализация которых возможна в сфере труда [16, с. 93].
Общественные стимулы имеют смысл только применительно к таким субъектам интересов, как индивид и коллектив. Содержание понятия общественных стимулов тогда выражается через социальные, моральные стимулы. Все индивидуальные стимулы труда, по существу, совпадают со структурой многообразных материальных и нематериальных стимулов, поскольку интересы личности есть не что иное, как осознанные потребности. Именно потребности лежат в основе классификации стимулов трудового поведения, представленной на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Классификация стимулов трудовой деятельности
В соответствии с классификацией стимулов трудовой деятельности по их направленности в положительную или отрицательную сторону стимулы делятся: на поощряющие ту или иную форму трудового поведения и блокирующие ее. К первым относятся все поощрения: материальные и нематериальные, индивидуальные и коллективные. К негативным стимулам относятся лишение премий, обсуждение проступка на рабочем собрании, замечание, выговор, увольнение, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д.
Поведение человека, социума определяется сложным и непрерывным взаимодействием стимулов и мотивов. Если в таком взаимодействии доминируют факторы внешнего воздействия (стимулы), то поведение отличается существенным, вплоть до полного, ограничением свободы сознательного выбора действий и сведением последних к полезному, часто эффективному и рациональному, но односторонне детерминированному, жестко ориентированному, исполнительному и нетворческому функционированию. Доминирование же факторов личностного свойства (побудительных мотивов) определяет высокую, вплоть до неограниченной, степень свободы сознательного выбора действий, основанного на совокупности качеств и способностей личности (социума) и прежде всего, уровня интеллектуальных и эмоционально-чувственных составляющих. Отсюда с точки зрения управления, стимулировать введение, значит, создавать такие внешние условия воздействия на работника, которые вынуждают его действовать в установленном, заданном режиме для достижения поставленных целей. Мотивировать поведение, значит, уметь воспринимать внутренние и внешние потребности работников и побуждать их к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению цели.