Теории мотивации
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Все они пытаются найти ответ на вопрос, как привлечь человека к эффективному труду. Главное во всех этих теориях -выяснение того, удовлетворение каких именно потребностей побуждает человека к активным действиям.
Различные теории мотивации можно подразделить на две группы: психоаналитические и содержательные.
Содержательные теории мотивации
К содержательным теориям относятся:
· Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
· Теория приобретенных потребностей Девида Мак-Клелланда;
· Двухфакторная модель Фредерика Герцберга и др.
Основные положения теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга представлены в следующей таблице:
Теория Маслоу |
Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом; Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. |
Теория МакКлелланда |
Три потребности, мотивирующие человека - это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность); Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. |
Теория Герцберга |
Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации; Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой; Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека; Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. |
Процессуальные теории мотивации
Процессный, или психоаналитический, подход к мотивации - группа теорий, утверждающих, что, помимо потребностей, человеком движут различного рода субъективные оценки (вероятность достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным им), цели, возможность участия в делах организации.
Этот подход включает следующие основные теории:
· Теория ожиданий Виктора Врума;
· Теория справедливости Д. Адамса;
· Модель Портера-Лоулера;
· Теория постановки целей Э. Лока;
· Теория партисипативного управления и др.
Согласно процессному подходу, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, учетом своих возможностей, последствий выбранного типа поведения, В результате их «комплексной оценки» человек принимает решение об активных действиях или бездействии.
В рамках процессного подхода, прежде всего, необходимо выделить теорию ожиданий Виктора Врума. Он считал, что помимо осознанных потребностей, людьми движет надежда на справедливое вознаграждение. Степень его желательности, удовлетворенности или неудовлетворенности им, получила название валентность. Если вознаграждение желаемо, имеет ценность, то валентность положительна; если отношение к нему негативное - валентность отрицательна; если же безразличное - нулевая.
Причем, валентность весьма субъективна, и для разных людей неодинакова. Это очень хорошо видно на примере заработной платы, ту или иную величину которой одни считают недостойной, а другие готовы трудиться ради нее с утра до ночи.
Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получило название ожидания. Оно может относиться к возможности выполнения какой-то работы и возможности получения за нее справедливого вознаграждения.
Ожидание зависит от психологии личности, ее опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности. Оно оказывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели. Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1.