Роль руководителя в построении культуры
Для эффективного управления неприемлема низкая степень управляемости, наилучшей будет нормальная для данного руководящего состава степень управляемости. Нормальная степень управляемости учреждения означает наличие такой внутренней ситуации, организационной культуры, когда любому принимаемому управленческому решению соответствует подходящая по содержанию и скорости реакция самого учреждения, его коллектива. Если учреждение малоуправляемо, то даже самые блестящие, многообещающие решения будут приниматься впустую или же реализовываться с низкой эффективностью, намного, ниже той, какой она могла бы быть в случае, когда для учреждения была бы свойственна нормальная степень управляемости. Неуправляемому или малоуправляемому учреждению свойственно раздельное существование аппарата управления и всей остальной части коллектива.
Управленческий аппарат живет своей жизнью, он самодостаточен, он может действовать весьма активно, но вся его активность не оказывает почти никакого воздействия на основу учреждения, его основную часть, которая живет и функционирует на основе сложившегося или складывающегося порядка В этой ситуации организационная культура представляет собой механизм поиска компромиссных вариантов разрешения разнонаправленных индивидуальных и групповых эгоистических интересов всех сотрудников учреждения, каждый из которых нацеливается на выживание в рамках данной организации, если он решает оставаться в ней, или если он осознает, что уходить ему некуда. О цели, о судьбе, о будущем учреждения никто не думает: аппарату необходимо удержать свои позиции, всем остальным - выжить, пережить, дождаться лучших времен. В такой ситуации в учреждении не могут не появляться неформальные лидеры, которые со временем начинают взаимодействовать с аппаратом управления, осуществляя поиск компромиссов.
В учреждениях социально-культурной сферы, где руководство и персонал действуют как единое целое, где существует объединяющая сила - организационная культура, существует нормальная степень управляемости. Там могут быть какие-то проблемы, неувязки, но единство целей и действий сохраняется. Решения, принимаемые аппаратом управления, контролируются.
Учреждение реагирует на такие решения в ожидаемой форме и с ожидаемой скоростью. Внимание коллектива концентрируется на общем деле. Реализовать свой эгоистический интерес, кроме как через реализацию организационного интереса, не представляется возможным: учреждение со временем все равно вытеснит за пределы того, кто не считается с общим интересом. Неэффективное управление или некомпетентность в таком учреждении становится очевидной почти сразу же, начинает проявляться и реагирование учреждения на такую неэффективность или компетентность.
Прежде всего, к факторам, воздействующим на степень управляемости учреждения можно отнести личность самого руководителя, а точнее соответствие стиля управления, свойственного руководителю, типу организационной культуры. Под стилем управления понимают форму восприятия подчиненными всего того, что исходит от руководителя - команд, приказов, указаний, рекомендаций и т. д.
При жестком (авторитарном) стиле управления, свойственном руководителю, некоторые типы организаций становятся более управляемыми. В других типах организаций на такой стиль может быть обратная реакция - скрытое сопротивление, снижение эффективности деятельности. Предпочтительность жесткого стиля объясняется тем, что в этой ситуации у подчиненных под воздействием возможного недовольства руководителя возникает естественное желание реагировать на воздействие с его стороны соответствующим образом.