Основные проблемы результативности деятельности ОМСУ, влияющие на качество предоставления ЖКУ в РФ
Основными причинами, препятствующими распространению процедур измерения эффективности являются:
• Несовершенство информации. Муниципалитеты часто сталкиваются с тем, что организационные структуры и кадровый состав значительно варьируются от города к городу, что делает практически невозможным их сравнение и выработку универсальных индикаторов эффективности. Более того, различные техники измерения одного и того же показателя эффективности подчас дают совершенно разные результаты, что делает результаты измерения необъективными и бесполезными.
• Отсутствие единых стандартов качества предоставляемых муниципальных услуг.
• Издержки внедрения. Процедура измерения эффективности традиционно влечет за собой высокие издержки. Кроме издержек внедрения дорогостоящей электронной системы для ведения базы данных, необходимо принять во внимание издержки на обновление и модернизацию процессов измерения эффективности.
• Политические стратегии. Внедрение системы показателей измерения эффективности требует четкого определения политических целей, в то время как политикам зачастую выгодно привлекать электорат противоречивыми, неясно определенными и нереалистичными целями своей программы. Кроме того, политикам невыгодны результаты анализа, показывающие, что эффективность программ и политик низкая, так как это, скорее всего, приведет к провалу на выборах.
Дополнительными причинами, влияющими на качество ЖКУ, являются:
• Медленное проведение финансового оздоровления предприятий ЖКХ, реструктуризации задолженности.
• Отсутствие конкуренции в системе ЖКХ.
• Отсутствие стимулирования внедрения энергосберегающих технологий, автономных систем тепло- и водоснабжения.
• Отсутствие собственных источников доходов в российских местных бюджетах. Российские местные бюджеты их почти не имеют: местные налоги, во-первых, «не работают» в должной мере ввиду скудного набора самих налогов, во-вторых, отсутствует отрегулированная правовая база, в третьих, по причине повсеместного ухода от налогов всеми легальными и нелегальными способами, в-четвертых, неналоговые источники доходов в отличие от зарубежных стран либо не входят в компетенцию местных органов власти, либо не приносят сколько-нибудь ощутимых доходов.
• Таким образом, в России остается только один источник необходимого финансирования всех мероприятий на местном уровне - это выделение средств из федерального бюджета. Если учесть, что в консолидированном бюджете России доля расходов местных уровней власти на 5-6 п. п. превышает их долю в доходах, то становится ясно, почему местные социально-экономические программы постоянно недофинансируются.