Стратегическое управление и информационные технологии
Как показывает анализ моделей стратегического управления, различия между ними во многом объясняются информационным аспектом - скоростью сбора и обработки необходимой информации, возможностью применения тех или иных расчетных методов, эффективностью взаимодействия менеджеров, вовлеченных в процессы управления. На практике информационные системы часто оказываются неспособными обеспечить решение задач стратегического менеджмента из-за разрозненности хранения данных, различий в форматах, отсутствия специальной функциональности и централизованного администрирования. Для эффективной информационной поддержки процессов стратегического управления требуется обеспечение «единого взгляда» на компанию (или даже группу компаний) в целом. Для этого прежде всего необходимы централизованное хранение данных и унификация нормативно-справочной информации.
Для обработки информации следует использовать специализированные аналитические системы, в том числе обладающие встроенной предметной функциональностью (в частности, систем управления по ключевым показателям эффективности, бюджетирования или консолидации финансовой отчетности). Наконец, необходимо использовать коммуникационные возможности систем управления, позволяющие сформировать единую информационную среду управления.Среди информационных систем, способных существенно повысить эффективность стратегического управления, можно выделить системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), которые также называют системами управления эффективностью предприятий (Enterprise Performance Management, EPM) илисистемами управления эффективностью корпораций (Corporate Performance Management,CPM). Такие системы позволяют предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям и управлять процессом их достижения. С точки зрения функциональности в состав BPM-систем входят три группы решений:
− системы бизнес-интеллекта (BusinessIntelligence, BI), включающие разнообразные аналитические инструменты, OLAP-технологии, а также средства формирования запросов, отчетов и панелей индикаторов;
− прикладные системы, ориентированные на конкретные управленческие задачи - финансово-экономический анализ, целевое управление, планирование и бюджетирование, формирование консолидированной финансовой отчетности и др.;
− средства интеграции, обеспечивающие взаимодействие отдельных компонентов между собой, а также синхронизацию метаданных.
Прикладное значение BPM-систем состоит в том, что они позволяют преодолеть ограниченность рациональной модели стратегического управления, ее инерционность и недостаточную гибкость. Такие системы обеспечивают многовариантность и адаптивность управления: функции моделирования ситуаций дают возможность оперативно анализировать происходящие изменения, формировать неотложные стратегии, оценивать их и при необходимости встраивать в корпоративные планы и бюджеты.
Применение систем управления эффективностью способствует существенному совершенствованию стратегического управления, причем не только в коммерческих структурах, но и в организациях социальной сферы (например, в университетах или учреждениях здравоохранения), а также в органах государственного и муниципального управления. В последние годы такие системы все шире применяются как за рубежом, так ив России, а их эффективность подтверждается практикой.