Понятие целей организации и их значение в деятельности организации
цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Разнообразие и количество целей управления велико. В качестве эффективного на практике инструмента используют построение дерева целей, посредством которого описывается их упорядоченная иерархия, для чего главная цель подразделяется на подцели, при этом используются следующие правила:
общая цель, находящаяся в вершине пирамиды, должна содержать описание конечного результата;
при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга;
фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Количество уровней подцелей зависит от сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее управления (рисунок 2).
Рисунок 2 - Дерево целей организации
Составление дерева целей - это начальный этап процесса управления по целям. Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов:
. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней управления.
. Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
. Производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
Таким образом, при установлении целей очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую заработную плату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставлять продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Все это должны учитывать менеджеры и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.
Таким образом, значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Анализ стратегического управления ООО "Кузбасс-Сервис"