Теоретические аспекты международной мобильности
Несмотря на развитие современных средств коммуникации, основным способом “доставки" или “транспортировки” образовательных услуг через границы остается перемещение учащихся и преподавателей. Этот процесс международного обмена “носителями" знаний получил название международной академической мобильности.
Понятию "международная академическая мобильность" соответствует несколько определений:
· период обучения (работы) студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей в стране, гражданином которой он не является; этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом;
· неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей, а также возможность для индивидов формировать свою собственную образовательную траекторию;
· сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.
Все определения схожи в том, что они представляют академическую мобильность как многоплановый процесс обмена учащимися и сотрудниками учебных заведений, свободного перемещения специалистов, а также создания возможностей для движения интеллектуальных ресурсов между образовательными и другими учреждениями разных стран, создает условия для совместной деятельности отечественных и зарубежных деятелей образования.
Международная академическая мобильность рассматривается также как необходимое условие эффективного развития образования и науки, неотъемлемая и весомая часть деятельности университетов.
На современном этапе развития высшего образования в мире международная академическая мобильность является необходимым условием эффективного развития образования и науки и, как следствие, человеческой цивилизации в целом. Не будучи сверхзадачей, самоцелью университетов, международная академическая мобильность является неотъемлемой и весомой частью их деятельности.
Принципы солидарности и партнерства высших учебных заведений мира являются ключевыми для всех областей образования. Они содействуют пониманию глобальных проблем, демократичному подходу в управлении их решением, а также способствуют толерантному отношению к представителям других культур.
Деятельность в области международной академической мобильности в значительной степени носит ярко выраженный рыночный характер и имеет определенную специфику: ее результативность существенно зависит от соблюдения принятых в международных отношениях традиций, норм, правил, ограничений, протоколов, этикета.
Развитие международной академической мобильности во многих странах мира является одним из стратегических государственных приоритетов.
Особенностью проведения в жизнь стратегических интересов государств в этой области является то, что они реализуются не явно, а через университеты, их ассоциации и объединения, некоммерческие негосударственные организации (IREX, DAAD, British Counsil и др.).
Таким образом, международная академическая мобильность студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей, неразрывно связанная с учебной и научной сторонами деятельности университета, в то же время является достаточно обособленной и специфичной областью его активности как субъекта всего мирового образовательного сообщества. Неслучайно в большинстве стран мира проводится ее специальный анализ, разрабатываются (не традиционно университетские) системы ее материально-финансового обеспечения и управления, разрабатываются специальные методы, меры и действия по ее эффективной реализации, профессиональной подготовке специалистов для работы в области международного образования.