Законодательная база
Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 г. Основная проблема заключалась в том, что российское образование в это время работало на внутренний рынок; задачи гармонизации с европейской и другими зарубежными системами образования не ставилось. Не стояло и задачи интенсивного, постоянного и массового (а не разового и индивидуального) взаимодействия в процессе обучения вузов как внутри страны, так и с вузами зарубежных стран. Поэтому нормативная база нуждалась в дальнейшем совершенствовании, в особенности для обеспечения внутренней и внешней мобильности.
Кроме того, образование в России было рассчитано на обслуживание внутреннего рынка, и задача его гармонизации с европейскими и американскими системами не ставилась. Не стояла и задача массовой межкультурной коммуникации ввиду того, что контактов с зарубежными странами и гражданами было не так много, а небольшое количество подготавливаемых специалистов вполне удовлетворяло потребности страны. Обмен преподавателями между вузами осуществлялся в рамках стажировок, повышения квалификации, дополнительных лекций для студентов во время пребывания в другом вузе, однако был именно индивидуальным случаем, а не массовой практикой.
Еще хуже обстояли дела с мобильностью студентов, аспирантов, докторантов. Существовала лишь практика перевода из одного вуза в другой (опять же, охватывающая менее 1% обучающихся), однако ее нельзя рассматривать как академическую мобильность, так как возвращения в вуз, из которого уехал учащийся, вообще не предполагалось.
Выявившиеся проблемы и обусловили эволюцию нормативно-правовой базы внутренней и международной академической мобильности.
Инициировано создание ряда подзаконных актов, регулирующих следующие аспекты внутренней и международной академической мобильности: введение системы зачетных единиц; формирование компетентного подхода в рамках государственных образовательных стандартов; введение двухуровневости высшего образования; меры по контролю качества образования в Российской Федерации.
международная мобильность аспирант докторант
Ниже представлены некоторые документы, созданные органами государственной власти и управления за время, прошедшее после подписания Россией Болонской декларации, меняющие нормативно-правовую базу осуществления вузами академической мобильности:
О создании новой группы по осуществлению Болонских принципов в России: Приказ Министерства образования и науки от 25.10.2004 г. № 100. О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе: Приказ Министерства образования РФ от 2 июля 2003 № 2847 // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 30. - С.83-84. О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования: Приказ Министерства образования РФ от 10 декабря 2003 г. № 4568 // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С.3-4.
Таким образом, процесс решения проблем внутренней и международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов начат. Причем он осуществляется как "сверху" - путем нормативно-правовой деятельности органов государственной власти и управления, так и "снизу" - путем изменения нормативных документов, попадающих под юрисдикцию вуза (уставов университетов и т.д.) и путем аналитической работы, итогом которой и являются предложения вузов по изменение нормативно-правовой базы их деятельности.
Проблемы международной мобильности в России и пути их решения