Специфика международной мобильности России
В Европейском союзе создан целый ряд мощных интеграционных механизмов в научно-образовательной сфере. К ним относятся Рамочные программы научно-технического развития ЕС с бюджетом в десятки миллиардов евро, Болонская декларация, предполагающая унификацию программ высшего образования и расширяющая масштабы академической мобильности и т.д.
Современная Россия в значительной степени вовлечена в международные научные и образовательные обмены. Данные процессы оцениваются двумя противоположными мнениями: с одной стороны, считается, что зарубежные организации, ориентированные своими правительствами на решение проблем интеллектуального импорта, занимаются в России финансово-организационным обеспечением "утечки мозгов". В мировом общественном сознании даже укоренилась мысль, что русские являются лидерами в экспорте интеллектуального сырья для всех остальных. С другой стороны, отстаивается точка зрения, основанная на том, что наука - суть явление интернациональное, ее результаты принадлежат всем по определению. Если, разумеется, говорить о "чистой науке", а не о приложениях и разработках. Свободное перемещение ученых по миру необходимо и желательно, в том числе для профессионального роста самих ученых.
Основной причиной развития международной академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей является поддержка со стороны различных программ (ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS). Многие страны подписали двусторонние и многосторонние договоры в этой области. Такое целенаправленное развитие академической мобильности студентов служит средством поддержки международного рынка подготовки профессионалов, высококвалифицированных специалистов.
Одновременно с повсеместным внедрением двухуровневой структуры в Европе все более активно обсуждается вопрос о механизмах распространения всех инструментов Болонского процесса на докторские программы. Повышение мобильности: докторские программы должны стремиться к географической, междисциплинарной и межсекторальной мобильности и международному сотрудничеству в рамках сетевого сотрудничества с университетами и другими партнерами.
Россия участвует в этих программах, однако включение российских ученых в процессы международной интеграции пока в большей степени происходит в рамках двустороннего взаимодействия с отдельными странами - членами ЕС. К сожалению, в Российской Федерации эта работа проводится исключительно медленно, как правило, на уровне вуза, а часто - отдельных энтузиастов, и не носит системного характера.
Таким образом, специфика и проблемы международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей в России заключаются в неплановом характере этой деятельности, отсутствии материально-финансового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективное двустороннее академическое движение. В свете строительства общеевропейской системы высшего образования дальнейшее развитие академической мобильности, по мнению многих экспертов, невозможно без решения на международном уровне таких проблем, как синхронизация программ обучения по курсам и специальностям, а также признание российских документов об образовании и степеней за рубежом.