Финансирование инновационной деятельности
«Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:
четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;
сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;
собственные средства предприятий;
финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);
кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;
иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
средства национальных и зарубежных научных фондов;
частные накопления физических лиц.
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики
Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США