Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
Очевидно, что любая деятельность, связанная с государственным регулированием любого объекта, должна иметь законодательное оформление. В полной мере это относится и к государственному регулированию сферы исследований и разработок.
Можно условно выделить три основополагающих этапа научно-технической деятельности, регулирование каждого из которых требует законодательного оформления:
получение и сохранение знаний (в форме технологий);
формирование права на интеллектуальную собственность;
трансфер (передача) и коммерциализация полученных знаний (технологий).
В настоящее время, помимо общих законодательных актов, имеющих отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, насчитывается более 20 законов и указов Президента США, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий.
Закон Бай-Доула, 1980г. (Bayh-Dole Act of 1980; Public Law 96-517) предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Организации, получившие финансирование за счет средств федерального бюджета, получили возможность выбора в отношении патентообладания. В соответствии с законом Бай-Доула влияние правительства на процесс коммерциализации изобретения реализуется несколькими способами. Когда получатель финансовой помощи не находится в Соединенных Штатах или его деятельность не протекает на территории США или находится под контролем иностранного правительства. Правительству дается право решать по своему усмотрению вопросы патентообладания. В частности, это происходит тогда, когда ограничение или отмена права патентообладания необходимы для защиты от действий иностранной разведки или контрразведки, или когда финансируемые правительством исследования и разработки используют организации, связанные с оборонными видами деятельности.
Большую роль в соответствии с законом Бай-Доула играют контракты. Получатель финансовой помощи берет на себя определенные обязательства, предоставлять правительству неэксклюзивные, безотзывные, безвозмездные лицензии без права сублиценизрования для использования изобретения, для или от имени Соединенных штатов на территории всех стран мира. Налогоплательщик и правительство не должны платить дважды за использование изобретения, полученного в результате НИОКР при финансовой поддержке правительства. Исполнители НИОКР обязаны предоставлять Федеральному агентству, по его запросу, периодические отчеты об усилиях, направленных на использование соответствующего изобретения. Такие отчеты считаются привилегированной и конфиденциальной коммерческой информацией, защищенной от разглашения в соответствии с Законом о свободе информации. Исполнители НИОКР обязаны включать во все патентные заявки, поданные получателем финансовой помощи, указание о том, что данное изобретение было сделано при правительственной поддержке, и что правительство обладает в этом изобретении определенным правами.
Исполнители НИОКР обязаны признать право правительства осуществлять в определенных ситуациях право федерального органа выдать принудительную лицензию на использование изобретения, созданного с финансовой помощью этого органа.
Исполнители НИОКР в соответствии с законом Бай-Доула обязаны согласиться с условием, что выдача эксклюзивной лицензии на изобретение, на которое получатель финансирование имеет патентные права, производится при согласии лицензиата на то, что любой продукт, включающий данное изобретение или полученный благодаря данному изобретению, будет изготавливаться в Соединенных Штатах Америки. Эго условие обычно называют "преимущественным правом промышленности США".
Закон Бай-Доула, фундаментальным образом изменил взаимодействие между правительством, университетами и частным сектором в части передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору. Закон Бай-Доула явился значительным стимулом и остается существенной составляющей правительственной политики в области коммерциализации инноваций.