Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Следует также отметить, что выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР рассматриваются федеральным законодательством как важнейшая экономическая функция государства. В рамках этого законодательства государство предоставляет частным корпорациям, его подрядчикам и бесприбыльным корпорациям широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке. Постоянно поддерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляет корпорациям-подрядчикам - исполнителям программ НИОКР, - следующие права: безвозмездного использования промышленного оборудования и научных лабораторий государства, экспериментальных и научно-исследовательских стендов; льготы на покупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного и непромышленного назначения на частном рынке; приобретения сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особой налоговой скидки на прибыли корпораций; авансовые платежи по заказам; досрочной амортизации основных фондов; займы и авансы под заказ, безвозмездной аренды государственной земельной собственности; расходования средств на «собственные НИР», относимые на общую стоимость государственного гражданского и военного контракта на НИОКР (от 10 до 12%); перестройки производства и профессиональной переподготовки кадров при переходе на новый государственный научно-технический или военно-технический заказ или на выпуск новой гражданской или военной продукции с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкой производства либо передислокацией предприятий или научных центров в другие районы на территории США; приобретения сырья, материалов, промышленного оборудования, приборов и научных инструментов за рубежом, если они по своему уровню превышают соответствующие образцы США; переподготовки научно-технического и производственного персонала и специалистов на зарубежных фирмах, в научно-исследовательских центрах или университетах в связи с выполнением государственных программ НИОКР. Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».
В качестве общих направлений государственной политики по поддержке предпринимательства в инновационной сфере Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие:
• обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,
• оказание технического содействия,
• совершенствование регулирования в области ценных бумаг,
• упрощение процедур регистрации и лицензирования,
• реформирование схем регулирования предпринимательства,
• создание интеллектуального капитала в университетах штатов,
• формирование промышленных кластеров,
• создание благоприятной налоговой среды,
• совершенствование системы обучения предпринимателей,
• информационное обеспечение предпринимателей,
• обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.
В настоящее время вопросы повышения конкурентоспособности промышленности США входят в круг ведения многих федеральных органов управления НТП. Не вдаваясь в исследование организации федерального управления развитием науки и технологий в США, отметим, что одним из главных органов в структуре федеральных органов США, прямо занимающихся вопросами промышленной конкурентоспособности и формированием инновационной системы США, кроме Совета по конкурентоспособности США, является Управление по технологической политике (УТП) министерства торговли США. Этот орган служит форумом для обсуждения ключевых вопросов в этой области на общенациональном уровне. Здесь вырабатываются предложения по разработке соответствующей государственной политике и законодательства, направленные на улучшение предпринимательского климата и развитие инновационной деятельности.
В частности, УТП рассматривало и подготавливало рекомендации по решению проблемы увеличивающейся потребности США в квалифицированных специалистах в области информационных технологий; проводило всестороннюю оценку конкурентоспособности различных отраслей промышленности США, что послужило для различных федеральных исполнительных органов и Конгресса США основой для разработки политики стимулирования конкурентоспособности в этих отраслях. УТП подготовило, в частности, доклады, оценивающие уровень конкурентоспособности широкого круга промышленных отраслей США: химической и биотехнологической отраслей, производства автомобилей, стали, а также в области обеспечения защиты окружающей среды. В вопросах оценки эффективности государственной экономической, нормативно-правовой, торговой и иной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности и устранение барьеров на пути технологического развития и коммерциализации результатов исследований и разработок, УТП работает в тесной кооперации с промышленностью. В 90-х гг. в промышленности США были разработаны направления политики в области ценных бумаг, задолженностей предприятий, антитрестовского регулирования и финансирования создания и освоения (коммерциализации) технологий и влияния этих вопросов на инновационный процесс.