Характеристика мирового рынка сотовой связи
Замыкает пятерку крупнейших по численности абонентов телекоммуникационных холдингов мира мексиканская America Movil. На конец 2008 года компания насчитывала около 125 млн абонентов в странах Северной и Южной Америки, что на 50% больше по сравнению с предыдущим годом. America Movil является абсолютным лидером на мексиканском рынке (около 80%), предоставляет услуги под брэндом Claro в Бразилии, Чили, Доминикане, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, Перу и Пуэрто-Рико. Кроме того, компания предоставляет услуги под брэндом CTI-Movil в Аргентине, Уругвае и Парагвае, а также под другими брэндами в ряде других латиноамериканских странах. По объему доходов в 2008 году от услуг сотовой связи ($21,5 млрд) компания занимала десятое место в мире. В том же году капитализация America Movil увеличилась до $81 млрд. - седьмое место среди крупнейших телеком-операторов.
Таким образом, в 2008 году крупнейшими по количеству абонентов компаниями являлись операторы, активно работавшие на наиболее населенных и быстрорастущих рынках - китайском и латиноамериканском. Это означает, что уже в ближайшее время большинство абонентов сотовой связи будет жить в так называемых странах третьего мира. Правда, быстрое увеличение численности абонентов не позволило работающим на развивающихся рынках операторам ликвидировать разрыв в доходах с ведущими игроками развитых рынков. В частности, второе место в мире по объему доходов занимает мобильное подразделение Deutsche Telekom - компания T-Mobile International, которая работает преимущественно на крупных развитых рынках с высоким платежеспособным спросом. Еще более показателен пример крупнейшего японского оператора - NTT DoCoMo, - доход которого при абонентской базе в 51 млн составил около $41 млрд (третье место в мире). Седьмое, восьмое и девятое места в рейтинге по объему доходов занимают три ведущих американских оператора, абонентские базы которых в мировых масштабах также незначительны. Южнокорейский оператор SK Telecom, абонентская база которого в семь раз меньше, чем у China Unicom, в 2008 году генерировал такой же объем доходов, как и лидер китайского рынка.
Если же говорить о доходах крупнейших операторов СНГ - МТС (7-е место в мире по численности абонентов) и «Вымпелкома» (13-е место), - то эти компании не входят даже в топ-15 по объему доходов.
Оценка мирового рынка сотовой связи.
Рассмотрим исследование стоимости мирового рынка сотовой связи, который провела компания Altimo совместно с Российской экономической школой (РЭШ), британской Cass Business School и Университетом Иллинойса. Стоимость публичных компаний определялась как капитализация плюс задолженность, непубличных - по мультипликаторам выручки и стоимости торгуемых компаний; при определении объема мобильного рынка в каждой стране учитывалось, сколько стоят национальные операторы, входящие в международные публичные холдинги.
На конец января исследователи оценили мировой рынок сотовой связи в $2,4 трлн, что составляет примерно 3,8% мировой экономики, а к 2013 г. эта доля почти удвоится и составит 6,9%. Уже сейчас на развивающиеся рынки приходится 60% стоимости мировых сотовых активов и через пять лет их доля увеличится до 70% (остальное у развитых стран). Эксперты прогнозируют, что в 2008-2013 гг. благодаря росту проникновения сотовой связи на мировом рынке будет увеличиваться доля таких стран, как Эфиопия, Конго, Нигерия, Египет, Индия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Индонезия, Филиппины, Мьянма, Вьетнам и Украина. При этом рост показателей среднего дохода на одного абонента (ARPU) и уровня проникновения на Западе остановится.
Эксперты, проводившие исследование, не скрывает, что рост доли развивающихся рынков представляет для Altimo «особый интерес в контексте поиска новых инвестиционных возможностей». В прошлом году Altimo безуспешно пыталась приобрести активы во Вьетнаме и Индонезии, а также вела переговоры в Иране и Мьянме, хотя и там особых успехов пока не добилась. В сентября 2008 г. вышел на рынок Вьетнама «Вымпелком», а гендиректор МегаФона Сергей Солд тенков считает, что «неперегретые активы» остались только в Иране и Африке.
По словам руководителя международной пресс-службы АФК, наиболее привлекательные рынки для АФК - Индия, где она уже контролирует мелкого игрока Shyam Telelink, Юго-Восточная Азия и Африка, но среди критериев выбора - помимо уровня проникновения и большого населения - быстро растущая экономика и невысокие политические риски. Украина явно не соответствует таким критериям хотя бы из-за высокого проникновения (по данным AC&M-Consulting на конец марта 2008 г., 119,4. Вице-президент норвежской Telenor (партнер Altimo по «Вымпелкому», владеет 29,9%) Даг Мельгорд называет выводы исследования «очевидными». Доказательство тому - присутствие Telenor на таких рынках, как Таиланд, Малайзия, Пакистан и Бангладеш, подчеркивает он.