Понятие организационных преобразований в антикризисном управлении
Необходимым элементом антикризисного управления являются организационные преобразования. Преобразования - это изменения в организации, придающие ей новые, как правило, более эффективный, образ действий. Преобразования это не обязательно инновации. В отличие от инноваций они могут не нести принципиального новшества, а в отдельных случаях могут даже быть изменениями вспять. Преобразования отличаются и от реструктуризации возможностью более широкого спектра изменений.
Существует множество разнообразных преобразований, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.
Особая роль этих видов преобразований определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.
Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие изменения и нововведения.
. Нововведения в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.)
. Нововведения в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования).
. Нововведения в процессах информационно - аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.)
. Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и пр.
. Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.
Процессные преобразования ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.
Особенностью процессных преобразований является краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
Продуктовые преобразования заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо ввести новые технологии или технические решения. Это можно сделать путем покупки изобретения или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найти новые технические решения.
При разработке продуктовых преобразований в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых преобразований:
товары и услуги не новые для предприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие,
товары и услуги не новые для предприятия, но производимые для нового рынка, на котором может работать предприятие,
товары и услуги новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка,
товары и услуги новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынка.
Возможна классификация продуктовых инноваций не только по критериям новизны для предприятия и рынка, но и по другим критериям.
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие преобразования:
продуктовые преобразования с длительным жизненным циклом,
продуктовые преобразования с коротким жизненным циклом,
преобразования в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела,
капиталоемкие продуктовые преобразования,
некапиталоемкие продуктовые преобразования,