Природа и классификация управленческих рисков
При использовании средств управления менеджер рискует, выбирая цели, стратегии развития, системы мотивации деятельности персонала и другие средства управления.
Значительная доля риска кроется и в выборе методов и критериев измерения и оценки вероятностей и величин риска, например, при проведении экспертизы, при исследовании статистических данных или определении коэффициента дисконтирования при приведении стоимости будущих доходов к настоящему времени.
Рассмотренная логика формирования риска позволяет более системно оценивать каждый вид риска, что в антикризисном менеджменте чрезвычайно важно.
В таблице 1 в укрупнённом виде представлена классификация рисков по основным признакам. Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Иначе говоря, классификация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей-система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального антикризисного управления.
Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дают основание трактовать риск как категорию менеджмента.
Приведем отдельные примеры управленческого риска.
Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например, роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.
Таблица 1.
Классификация рисков в антикризисном менеджменте.
Признак |
Вид риска |
Назначение риска |
· риск, предполагающий потери · риск, предполагающий выгоду |
Функциональные особенности риск-процесса |
· маркетинговый · инновационный · инвестиционный · производственный · страховой · финансовый |
Содержание риск-результата |
· экономический · социальный · организационный · психологический · имиджевый |
Последствия реализации риск-решения |
· социальные · политические · экологические · демографические |
Уровень внешних источников (факторов) риска |
· международный · макроэкономический · региональный |
Рыночный фактор риска |
· конкурентный · конъюнктурный · ценовой · коммуникационный |
Рынки, факторы производства как источники риска |
· человеческих ресурсов · информационный · финансовых ресурсов · материальных ресурсов · временной |
Средство воздействия |
· целевой, стратегический, тактический · прогнозируемый, планируемый, концептуальный · мотивационный, стимулирующий · структурный |
Характер проявление |
· субъективный · объективный · неправомерный (правомерный) · неоправданный (оправданный) · криминогенный |
Методология |
· экспертный · экономико-математический · дисконтирования · статистический · интуитивный |