Основные цели, типы и методы оценки персонала

По большому счету можно выделить две цели проведения процесса оценки персонала:

) оценить, подходит ли рассматриваемый кандидат на предлагаемую должность;

) спрогнозировать, насколько эффективно он сможет работать в компании в дальнейшем.

Также можно выделить цели для каждого из трех типов оценки персонала: при наборе новых сотрудников, при оценке потенциала работающего персонала и при оценке персонала для обучения (Таб. 1). тест на компетентность, ооо.

Таб.1 - Типы и цели оценки персонала

Тип оценки персонала

Цели

Набор новых сотрудников

Создание прообраза необходимого работника. Перед набором необходимо проанализировать деятельность самой компании (традиции, культура, развитие организации)

Оценка потенциала работающего персонала

Уточнение задач оценки работающего персонала и перспектив использования получаемых в ходе оценки результатов. Основные цели: - увольнение; - аттестация; - резерв на выдвижение; - ротация; - создание более гибкой структуры организации.

Оценка персонала для обучения

- профессиональное развитие; - личностный рост

При оценке кадров необходимо руководствоваться данными для оценки кадров:

. Положение об аттестации кадров.

. Методика комплексной оценки кадров.

. Философия предприятия.

. Правила внутреннего трудового распорядка.

. Штатное расписание.

. Личные дела сотрудников.

. Приказы по кадрам.

Практика деятельности крупных компаний показывает, что до вынесения решения о найме на работу кандидат должен пройти несколько этапов оценки:

.Предварительная отборочная беседа.

Отборочная беседа может проводиться различными способами. Главная цель - оценка внешнего вида соискателя, уровня образования и личностных качеств.

. Заполнение бланка заявления.

Анкета должна быть минимальных размеров. Она должна отражать информацию, более всего показывающую производительность будущей работы соискателя. Необходимо располагать вопросы в таком порядке, чтобы один вытекал из другого.

. Интервью.

Можно выделить несколько видов интервью:

по схеме. Интервью носит несколько ограниченный характер и не позволяет получить конкретного представления о соискателе;

слабоформализованные. Характеризуется тем, что интервьюер подготавливает только основные вопросы и способен гибко менять ход беседы;

не по схеме. В этом случае готовится только список тем, которые необходимо затронуть.

. Тестирование.

С помощью тестирования можно получить сведения о профессиональных качествах кандидата, выявить его потенциал и профориентацию.

. Проверка рекомендаций и послужного списка.

. Медицинский осмотр.

Имеет место, когда предъявляются повышенные требования к здоровью кандидатов.

. Принятие решения.

Включает сравнение кандидата по различным критериям и предоставление результатов оценки руководству, принимающему решение о найме.

Можно выделить следующие методы оценки способностей персонала:

. Способности (одаренность):

тесты на интеллектуальный уровень, специальные тесты на двигательные и сенсорные способности.

. Способности к контактам и конфликтам :

интервью;

дискуссии в группах.

. Мотивация результата (готовность идти на риск):

тесты (опросники и невербальные);

отражение мотивации в ходе тестирования на другие способности;

изучение документов соискателей и проведение интервью.

. Свойства личности (характер, эмоциональная стабильность):

тесты на определения типа характера;

исследование устойчивости к стрессу путем интервью и специальных методов.

. Профессиональные способности:

тесты на профессиональные знания;

изучение документов соискателей.

. Профессиональный опыт:

изучение документов соискателей;

интервью.

В результате проведения оценки кадров должны формироваться такие документы:

. Результаты тестирования профессиональных знаний и умений (экзаменов).

. Социально-психологический портрет личности.

. Медицинское заключение о работоспособности.

. Оценка деловых и моральных качеств.

. Анализ вредных привычек и увлечений.

. Оценка уровня квалификации.

. Заключение аттестационной комиссии.