Правовая база и принципы профессионального развития служащих
Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Реализация принципа профессионализма и компетенции на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих. Техносферная безопасность магистр Срок обучения.
Сюда входит профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка. Закон не предоставляет права гражданскому служащему на профессиональную подготовку, то есть на получение за государственный счет второго и так далее высшего образования. «Профпереподготовка (программа - от 500 до 1 000 учебных часов) и повышение квалификации (72 часа) служащих должны проводиться периодически в наиболее престижных высших учебных заведениях Российской Федерации». Успешное обучение по любой системе профессионального развития должно обязательно учитываться при решении вопросов о служебном продвижении гражданских служащих.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий. Им гарантируется переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.
Следовательно, систематическая профессиональная подготовка и переподготовка являются юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
В существующей системе государственной службы, профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Система государственной службы считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и повышение квалификации органически «встроены» в систему прохождения государственной службы.
Ведущее место в системе профессионального образования государственных служащих принадлежит Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В этих ведущих учебных заведениях проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственные служащие федеральных государственных органов.
Характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем, какие принципы мы заложим в этот процесс. Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три группы:
общегражданские, которые предполагают:
развитие повышенного чувства ответственности и сознания, в том числе этических качеств, таких как гражданский долг, верность интересам государственной службы;
честность и неподверженность коррупционным воздействиям.
профессиональные, которые включают:
наличие специальных знаний в области права, экономики, социальной психологии и др.;
умения использовать эти знания;
непрерывность и гибкость профессионального образования служащих;
системность и систематичность профессионального образования работников.
внутрикорпоративные, которые предполагают:
привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств;
солидарность, взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе;
повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего.
Практика показывает, что в современной системе профессионального образования государственных служащих имеется немало «узких мест». Общими недостатками системы профессионального развития и образования работников государственных органов выступают:
отсутствие конкуренции образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих;
полная подчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но скрывает инициативу образовательных учреждений;
проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, неопределенность многих понятий профессионального развития государственных служащих (например, какое образование следует считать высшим (средним) образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным, и какое требуется дополнительное профессиональное образование и др.). Это со всей очевидностью выдвигает задачу подготовки и принятия нормативно-правовых актов «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих», основное назначение которых - сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.