Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE
Оценить стратегическое состояние можно с помощью выбранного для данной работы метода SPACE-анализа. Сущность такой оценки заключается в исследовании факторов влияющих на деятельность предприятия. К таким факторам относятся следующие: [2]
· Факторы стабильности обстановки (внешние условия бизнеса). (рис. 1.2.)
· Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса). (Рис. 1.3.)
· Факторы привлекательности (силы) отрасли. (рис. 1.4.)
· Факторы, определяющие финансовое положение фирмы (стратегический потенциал). (рис. 1.5.)
Рис. 1.2 Факторы стабильности обстановки (внешние условия бизнеса)
Показатель |
Оценка | |||
1 |
Уровень инфляции |
Низкий |
3 |
Высокий |
2 |
Технологические изменения |
Мало |
2 |
Много |
3 |
Уровень занятости |
Низкая |
4 |
Высокая |
4 |
Диапазон цен конкурирующих продуктов |
Малый |
3 |
Большой |
5 |
Ограничения для вхождения на рынок |
Мало |
1 |
Много |
6 |
Давление конкурентов |
Слабое |
2 |
Сильное |
Сумма |
15 | |||
Среднее |
2,5 |
Факторы, определяющие стабильность среды, в методике следующие.
Уровень инфляции - определяется уровень инфляции в период действия данного предприятия.
Технологические изменения - качественная оценка множественности происходящих технологических нововведений.
Уровень занятости - это участие населения в трудовой деятельности данного предприятия. Занятость характеризуется системой показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной части населения, уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов.
Изменчивость спроса - характеристика стабильности спроса.
Диапазон цен конкурирующих продуктов - важная характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции.
Ограничения для вхождения на рынок - необходимые лицензии, требования к квалификации, исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т.д.
Давление конкурентов - общая характеристика уровня конкуренции в отрасли.
Рис. 1.3 Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса)
Показатель |
Оценка | |||
1 |
Доля рынка |
Малая |
5 |
Большая |
2 |
Качество продукции |
Низкое |
4 |
Высокое |
3 |
Стадия жизненного цикла продукта |
Начальный |
4 |
Конечный |
4 |
Цикл замены продукта |
Фиксированный |
1 |
Сменяемый |
5 |
Лояльность покупателей |
Слабая |
4 |
Сильная |
6 |
Технологическое know-how |
Малое |
2 |
Большое |
7 |
Степень вертикальной интеграции |
Низкая |
3 |
Высокая |
Сумма |
23 | |||
Среднее |
3,3 |