Планирование структуры товарооборота ООО «Альтернатива-Плюс»
В ООО «Альтернатива-Плюс» используется одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров [27, с. 2].
На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:
Zi = а + by, (2.3)
где Zi - товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;
у - общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.
Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:
= а + bZi, (2.4)
где Kj - товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.
Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:
= a + bKj, (2.5)
где Lf - товарооборот по f-му товару, руб.
При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы объединяют товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.
На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп. Среди продовольственных товаров в ООО «Альтернатива-Плюс» выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей: продукты животного происхождения; сахар и кондитерские изделия; алкогольные и безалкогольные напитки.
Среди непродовольственных товаров выделены следующие укрупненные группы товаров: косметика и парфюмерия; предметы санитарии и гигиены; галантерейные товары; прочие непродовольственные товары.
На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп разбивают на более мелкие подгруппы, в которые включают товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, жиры, молочные продукты.
Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа косметики и парфюмерии разбита на декоративную косметику, крема, дезодоранты, шампуни и др. Такое последовательное разукрупнение товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.
В табл. 2.4 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по изложенным выше правилам.
Таблица 2.4 Планирование структуры товарооборота ООО «Альтернатива-Плюс» на 2011 г.
Товарные группы |
Товарооборот предшествующего года, тыс. руб. |
Товарооборот отчетного года, тыс. руб. |
Прирост товарооборота в планируемом году |
Коэффициент эластичности, % (Эi) |
Прирост товарооборота в%, (∆Тi п.г) |
Товарооборот планируемого года, тыс. руб. |
Продукты животного происхождения |
10,4 |
10,9 |
3,38 |
0,89 |
4,8 |
11,3 |
Сахар и кондитерские изделия |
43,9 |
46,0 |
3,38 |
0,89 |
4,8 |
47,6 |
Алкогольные и безалкогольные напитки |
13,3 |
13,8 |
2,66 |
0,70 |
3,8 |
14,2 |
Декоративная косметика, |
15,0 |
16,3 |
6,12 |
1,61 |
8,7 |
17,3 |
Крема и т.п. |
12,7 |
13,2 |
2,74 |
0,722 |
3,9 |
13,6 |
Дезодоранты, туалетная вода, духи |
18,9 |
20,5 |
5,97 |
1,57 |
8,5 |
21,7 |
Шампуни, мыло и т.п. |
15,7 |
16,9 |
5,36 |
1,41 |
7,6 |
17,7 |
Прочие товары |
21,1 |
21,5 |
1,33 |
0,35 |
1,9 |
21,8 |
Итого |
151,0 |
159,1 |
3,8 |
- |
5,4 |
165,2 |