Сценарии и деловые игры в исследовании систем управления

Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования. В работе была более подробно рассмотрена наиболее употребимая классификация методов.

Всю совокупность методов исследования можно структурировать на методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методах формализованного представления систем, комплексированные методы и методы исследования информационных потоков. исследование требований потребителей

При выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: цели исследовательских работ; требования, предъявляемые к конечным результатам исследования; ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о системе управления; достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Выбор того или иного метода осуществляется интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила; экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; консультативным способом, на основе рекомендаций специалистов-консультантов; формальными методами обоснования и оптимизации. В любом случае, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования систем управления методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие на другом. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем и предпочтений, которыми можно руководствоваться, выбирая классификацию.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Дельфийский метод

метод экспертной оценки будущего, то есть экспертного прогнозирования; его сущность состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки и техники; математико-статистической обработке полученного массива информации и корректировке экспертами своих оценок на основе каждого цикла обработки

2

Компоненты системы

входы, процессы или операции, выходы системы, а также персонал, финансы, технические средства, документы

3

Критерии принятия решения

стандарты (меры), относительно которых можно измерить, с которыми можно соотнести, сравнить ожидаемые результаты реализации альтернатив

4

Метод

система воспроизводимого способа действия при осознанном использовании правил взаимодействия с предметами или индивидами для наиболее вероятного достижения намеченной цели в определенной ситуации

5

Модель

аналог реального объекта или процесса, представлен обычно в виде схемы, знаковой системы, например, математических формул, компьютерных программ или в другом материале, отличном от материала оригинала

6

Мозговой штурм (мозговая атака)

метод стимуляции творческой активности, основанный на свободных ассоциациях идей, при котором оценка и критика идей предпринимается не сразу, а только после того, как все идеи (гипотезы) высказаны участниками группы (экспертами) в течение определенного времени

7

Параметрический метод исследования систем управления

количественное выражение исследуемых свойств системы управления и установление взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем

8

Процесс принятия решения

выбор эффективной или рациональной альтернативы, выбор способа действия

9

Системный подход

логически непротиворечивая совокупность методов и приемов, позволяющая на основе системного принципа «видения» реальности структурировать неопределенные, слабо структурированные проблемы и свести их к обозримому и количественно оцениваемому виду.

10

Сценарный метод

итеративная исследовательская процедура построения сценариев возможного развития СУ и исследования этих сценариев с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления и обеспечения научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности

Перейти на страницу: 1 2 3