Сценарии и деловые игры в исследовании систем управления
Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования. В работе была более подробно рассмотрена наиболее употребимая классификация методов.
Всю совокупность методов исследования можно структурировать на методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методах формализованного представления систем, комплексированные методы и методы исследования информационных потоков. исследование требований потребителей
При выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: цели исследовательских работ; требования, предъявляемые к конечным результатам исследования; ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о системе управления; достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Выбор того или иного метода осуществляется интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила; экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; консультативным способом, на основе рекомендаций специалистов-консультантов; формальными методами обоснования и оптимизации. В любом случае, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования систем управления методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие на другом. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем и предпочтений, которыми можно руководствоваться, выбирая классификацию.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Дельфийский метод |
метод экспертной оценки будущего, то есть экспертного прогнозирования; его сущность состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки и техники; математико-статистической обработке полученного массива информации и корректировке экспертами своих оценок на основе каждого цикла обработки |
2 |
Компоненты системы |
входы, процессы или операции, выходы системы, а также персонал, финансы, технические средства, документы |
3 |
Критерии принятия решения |
стандарты (меры), относительно которых можно измерить, с которыми можно соотнести, сравнить ожидаемые результаты реализации альтернатив |
4 |
Метод |
система воспроизводимого способа действия при осознанном использовании правил взаимодействия с предметами или индивидами для наиболее вероятного достижения намеченной цели в определенной ситуации |
5 |
Модель |
аналог реального объекта или процесса, представлен обычно в виде схемы, знаковой системы, например, математических формул, компьютерных программ или в другом материале, отличном от материала оригинала |
6 |
Мозговой штурм (мозговая атака) |
метод стимуляции творческой активности, основанный на свободных ассоциациях идей, при котором оценка и критика идей предпринимается не сразу, а только после того, как все идеи (гипотезы) высказаны участниками группы (экспертами) в течение определенного времени |
7 |
Параметрический метод исследования систем управления |
количественное выражение исследуемых свойств системы управления и установление взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем |
8 |
Процесс принятия решения |
выбор эффективной или рациональной альтернативы, выбор способа действия |
9 |
Системный подход |
логически непротиворечивая совокупность методов и приемов, позволяющая на основе системного принципа «видения» реальности структурировать неопределенные, слабо структурированные проблемы и свести их к обозримому и количественно оцениваемому виду. |
10 |
Сценарный метод |
итеративная исследовательская процедура построения сценариев возможного развития СУ и исследования этих сценариев с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления и обеспечения научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности |