Организационный потенциал и организационная культура предприятия
Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды и приспосабливаясь к изменениям, современная организация стремиться формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и дает возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.
осушители воздуха, ch d014wd.Теория и практика управления организацией прошла в своем становлении много этапов, развивалась в рамках разнообразных подходов и концепций. Однако, несмотря на многообразие теоретических оснований, как сто лет назад, так и сейчас, основной целью коммерческой организации является достижение экономической эффективности и поиск новых управленческих решений в этой области. Существует целый ряд хорошо изученных направлений повышения эффективности (мотивационные схемы, нормирование и организация труда, стратегическое планирование и др.). Организационная культура, как фактор роста эффективности и неотъемлемый элемент управления персоналом, до недавнего времени оставалась в тени на российских предприятиях. Более того, современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди или их деятельность.
Организационная культура предприятия традиционно определяется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, символика, лежащие в основе отношений и взаимодействий внутри организации.
Актуальность данной темы заключается в том, что представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы, ценности, нормы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде предприятия. Культурный подход к управлению показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через ценности, философию, язык, нормы, ритуалы, церемонии и т.д. Правильно сформулированная и построенная организационная культура предприятия - мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения, руководство и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии, а также дающий возможность обеспечить рациональную и бесконфликтную структуру коллектива, создавать комфортные, достойные условия труда, выявлять потенциальные возможности персонала, мотивировать его и предоставлять возможности карьерного роста, эффективно распределять функции и ответственность, иными словами, построить систему внутрифирменных трудовых отношений, гармонично объединяющую людей для достижения целей организации.
Руководителей и менеджеров по управлению персоналом сегодня волнует вопрос, как сделать «человеческий потенциал» предприятия фактором устойчивого получения прибыли, то есть речь идет о капитализации человеческого потенциала. Люди, соответственно подготовленные и рационально, с учетом способностей и возможностей каждого, распределенные по рабочим местам, должны приносить предприятию больше, чем тратится на их заработную плату плюс затраты на обеспечение и воспроизводство их деятельности. Сотрудники становятся факторами формирования конкурентного преимущества предприятия. Одно и то же оборудование, сырье, материалы принципиально доступны всем конкурентам. Единственное, чем предприятия могут отличаться друг от друга - это особенности и тонкости технологии и способов организации работы, определяемые организационной культурой, которые дают реальное конкурентное преимущество. Организационная культура есть тот элемент организации, который позволяет сделать бизнес-идею реализуемой и эффективной, достичь эффективности труда и извлечь выгоду из обладания интеллектуальной собственностью. Инвестиционная привлекательность компании также напрямую зависит от существующей организационной культуры. Следовательно, организационная культура предприятия может оказывать непосредственное влияние на экономические параметры функционирования предприятия и является важнейшим резервом роста экономической эффективности.
Объектом исследования данной курсовой работы является организационная культура предприятия, как элемент организации, позволяющий сделать бизнес-идею наиболее эффективной.
Предметом исследования курсовой работы является организационная культура территориального управления пгт Грамотеино Администрации Беловского городского округа, как элемент организации, влияющий на эффективность работы территориального управления.
Цель данной работы - изучение понятия организационная культура и организационный потенциал предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной культуры.
2. Определить какие модели организационной культуры существуют.
. Дать понятие организационного потенциала.
Над изучением организационной культурой предприятия работали следующие ученые: Герт Хофстед, С.П. Роббинс, У.Оучи , Сате, Питерс и Уотерман, Парсонс, Квин и Рорбах и другие.
Организационная культура и организационный потенциал предприятия
Организационная культура. Характеристики и функции
Организационная культура - это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
1. личная инициатива;
2. готовность работника пойти на риск;
. направленность действий;
. согласованность действий;
. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
. система вознаграждений;
. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
10. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации. Носителями
организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
1) явная-зафиксирована в документальной форме(правила,инструкции и нормы)
2) неявная - отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой.
) экстравертная - обращенная во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
) интравертная - обращенная внутрь самих себя.
Цель организационной культуры - помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация - позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А. Маслоу <http://www.grandars.ru/college/psihologiya/ierarhiya-potrebnostey-maslou.html>, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
1. Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
2. Интегрирующая функция - усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура - своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
. Регулирующая функция - является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации
. Адаптивная функция выражается в чувстве общности всех членов организации
. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
. Мотивационная функция - усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
. Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
- Элементы организационной культуры
- Организационный потенциал предприятия
- Модели организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия
- Модель организационной культуры территориального управления пгт Грамотеино