Организационное поведение: понятие, сущность

Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин.

Рис. Факторы, влияющие на поведение людей

Таблица Модели организационного поведения:

Авторитарная

Опекунская

Поддерживающая

Коллегиальная

Базис модели

Власть

Экономические ресурсы

Руководство

Партнерство

Ориентация менеджмента

Полномочия

Деньги

Поддержка

Работа в команде

Ориентация работников

Подчинение

Безопасность и льготы

Выполнение рабочих заданий

Ответственное поведение

Психологический результат для работника

Зависимость от непосредственного начальника

Зависимость от организации

Участие в управлении

Само-дисциплина

Удовлетворение потребностей работника

В существовании

В безопасности

В статусе и признании

В самореализации

Участие работников в процессе труда

Минимальное

Пассивное сотрудничество

Пробужденные стимулы

Умеренный энтузиазм

Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения. Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей. Необходимо учитывать факторы, влияющие на организационное поведение:

1. Макроэкономические факторы: экономическая ситуация в стране, регионе

- географическое положение организации

уровень жизни в регионе

внешнеэкономические контакты

статус организации на рынке

ожидания окружающих

2. Микроэкономические факторы

- профиль и вид деятельности организации

уровень финансового состояния личности

личность первого руководителя

реальная ситуация

. Факторы социально-культурной среды

менталитет

особенности образования

4. Факторы правовой среды

Перейти на страницу: 1 2 3