Организационное поведение: понятие, сущность
Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.
Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин.
Рис. Факторы, влияющие на поведение людей
Таблица Модели организационного поведения:
Авторитарная |
Опекунская |
Поддерживающая |
Коллегиальная | |
Базис модели |
Власть |
Экономические ресурсы |
Руководство |
Партнерство |
Ориентация менеджмента |
Полномочия |
Деньги |
Поддержка |
Работа в команде |
Ориентация работников |
Подчинение |
Безопасность и льготы |
Выполнение рабочих заданий |
Ответственное поведение |
Психологический результат для работника |
Зависимость от непосредственного начальника |
Зависимость от организации |
Участие в управлении |
Само-дисциплина |
Удовлетворение потребностей работника |
В существовании |
В безопасности |
В статусе и признании |
В самореализации |
Участие работников в процессе труда |
Минимальное |
Пассивное сотрудничество |
Пробужденные стимулы |
Умеренный энтузиазм |
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения. Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей. Необходимо учитывать факторы, влияющие на организационное поведение:
1. Макроэкономические факторы: экономическая ситуация в стране, регионе
- географическое положение организации
уровень жизни в регионе
внешнеэкономические контакты
статус организации на рынке
ожидания окружающих
2. Микроэкономические факторы
- профиль и вид деятельности организации
уровень финансового состояния личности
личность первого руководителя
реальная ситуация
. Факторы социально-культурной среды
менталитет
особенности образования
4. Факторы правовой среды