Организационное поведение: понятие, сущность

- действующее законодательство

свобода граждан и формы правовой защиты.

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Основными элементами отношений внутри организации являются общение и деятельность.

Система регуляторов организационного поведения

При описании социальных проблем необходимо определить исходное понятие. В данном случае в этом качестве будет использоваться «социальное действие» - фундаментальное понятие социологии введенное М, Вебером. Современная социология рассматривает «социальное действие» как простейшую, начальную единицу социальной деятельности.

Таблица. Структура социального действия.

Характеристики

Цель социального действия

Идеал социального действия (надежда)

Основа

Интересы индивида

Абстрактные ценности: добро, справедливость, мудрость, счастье и т.п.

Результат

Достижение результата, который выражается в приобретении индивидом ресурсов, необходимых для существования

Растрата энергии и ресурсов индивида

Выбор

Рациональный (осознание необходимых условий бытия)

Аттрактивный ( безусловное следование идеалу)

Формула

«для того, чтобы…»

«…во имя»

Способ достижения

Только следование плану

И следование плану, и свободный поиск

Регуляторы организационного поведения государственных служащих:

1. Поведенческий

В процессе взаимодействия индивидов складывается определенный алгоритм действий, типичное поведение. Закрепившись, сложившись как стереотип поведения в групповом взаимодействии, этот типичный образ действий настраивает всех индивидов действовать в соответствии с ним. Импульсивность и коллективизм - два комплекса поведенческих стереотипов, которые приобрели качество социального действия и тем самым стали социальными регуляторами поведения индивидов в российском социуме. Данные поведенческие регуляторы тесно связаны, взаимообусловлены и взаимокомпенсируют друг друга, т.е. функционируют как единая система

Рис. Теоретическая модель поведенческой регуляции

. Организационный

Типичное поведение в результате действий отдельных индивидов может быть «размыто» и утратить качество социального регулятора. Поэтому для поддержания поведенческого регулятора в процессе человеческого взаимодействия возникает структура самоорганизации. Форма самоорганизации возникает вместе со становлением социума, когда закладывается основной алгоритм хозяйственной деятельности, и становится регулятором социального действия, который и отвечает за самосохранение социума.

. Этический

Этический регулятор обеспечивает функцию форматирования элементов и тем самым обуславливает функционирование двух других регуляторов (поведенческого и организационного). Поведенческая регуляция нуждается в поддержке моральной регуляции. Именно моральные нормы закрепляют образцы социального поведения людей - поведенческая установка превращается в моральную норму, когда возникает социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный способ действия. Однако мораль, будучи социальным регулятором, нуждается в опоре на общепринятые идеи и социальные институты, обеспечивающие функционирование моральных норм.

Перейти на страницу: 1 2 3