Организационное поведение: понятие, сущность
- действующее законодательство
свобода граждан и формы правовой защиты.
Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Основными элементами отношений внутри организации являются общение и деятельность.
Система регуляторов организационного поведения
При описании социальных проблем необходимо определить исходное понятие. В данном случае в этом качестве будет использоваться «социальное действие» - фундаментальное понятие социологии введенное М, Вебером. Современная социология рассматривает «социальное действие» как простейшую, начальную единицу социальной деятельности.
Таблица. Структура социального действия.
Характеристики |
Цель социального действия |
Идеал социального действия (надежда) |
Основа |
Интересы индивида |
Абстрактные ценности: добро, справедливость, мудрость, счастье и т.п. |
Результат |
Достижение результата, который выражается в приобретении индивидом ресурсов, необходимых для существования |
Растрата энергии и ресурсов индивида |
Выбор |
Рациональный (осознание необходимых условий бытия) |
Аттрактивный ( безусловное следование идеалу) |
Формула |
«для того, чтобы…» |
«…во имя» |
Способ достижения |
Только следование плану |
И следование плану, и свободный поиск |
Регуляторы организационного поведения государственных служащих:
1. Поведенческий
В процессе взаимодействия индивидов складывается определенный алгоритм действий, типичное поведение. Закрепившись, сложившись как стереотип поведения в групповом взаимодействии, этот типичный образ действий настраивает всех индивидов действовать в соответствии с ним. Импульсивность и коллективизм - два комплекса поведенческих стереотипов, которые приобрели качество социального действия и тем самым стали социальными регуляторами поведения индивидов в российском социуме. Данные поведенческие регуляторы тесно связаны, взаимообусловлены и взаимокомпенсируют друг друга, т.е. функционируют как единая система
Рис. Теоретическая модель поведенческой регуляции
. Организационный
Типичное поведение в результате действий отдельных индивидов может быть «размыто» и утратить качество социального регулятора. Поэтому для поддержания поведенческого регулятора в процессе человеческого взаимодействия возникает структура самоорганизации. Форма самоорганизации возникает вместе со становлением социума, когда закладывается основной алгоритм хозяйственной деятельности, и становится регулятором социального действия, который и отвечает за самосохранение социума.
. Этический
Этический регулятор обеспечивает функцию форматирования элементов и тем самым обуславливает функционирование двух других регуляторов (поведенческого и организационного). Поведенческая регуляция нуждается в поддержке моральной регуляции. Именно моральные нормы закрепляют образцы социального поведения людей - поведенческая установка превращается в моральную норму, когда возникает социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный способ действия. Однако мораль, будучи социальным регулятором, нуждается в опоре на общепринятые идеи и социальные институты, обеспечивающие функционирование моральных норм.