Современные требования к чиновникам муниципального уровня (на примере Управления образования Мариинского района Кемеровской области)
Образцы поведения государственного служащего во многом определяются характером той организации, которой он действует, ее целями, формами воздействия, корпоративным духом и т.п.
Целью деятельности Управления образования является контроль за деятельностью образовательных учреждений и помощь им в осуществлении деятельности. Для реализации поставленной цели РУО решает следующие задачи: формирование и обеспечение образовательной политики района; подбор кадров для образовательных учреждений; обеспечение функционирования школ; организация образовательного процесса.
В Управлении образования господствует иерархическая культура, которая характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, руководят процедуры. Эффективные лидеры - это хорошие координаторы и организаторы. Важным является поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяет формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций, успех определяется в терминах надежности поставок, низких затрат. Стабильность кадрового корпуса усиливает ориентацию служащих на исполнение должностных обязанностей и способствует карьерному росту.
Иерархические культуры существуют на различных уровнях управления компании и проявляются через различия в статусе, полномочиях, власти, символах, присущих руководителям и подчиненным. На низших ступенях иерархической лестницы выполняются узкоспециализированные функции, не требующие высокой квалификации, что ослабляет силу нижнего уровня и приводит к централизации контроля и принятия решений.
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: (общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях). В РУО существует следующие традиции: корпоративные вечеринки, выезды, совместные походы в театр, музей и т.п.
• Групповые нормы: (свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов). Стандартами для служащих Управления образования являются образовательные стандарты, которые государство пишет для образовательных учреждений и органов власти.
• Провозглашаемые ценности: (артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа). Главная ценность в РУО - обеспечение достойного образования населения.
• Организационный климат: В Управлении образовании царит благоприятный психологический климат. Правда иногда он может резко ухудшаться, чаще всего это ухудшение бывает во время сокращений, когда сотрудники готовы «съесть» друг друга, но лишь бы остаться в РУО.
В Управлении образования господствуют социальные отношения типа: подчинения, зависимости, неравенства. Кроме этого для организационной структуры РУО характерны следующие черты:
1. Четкое распределение труда. Все работники исполняют официально предписанные обязанности согласно своей специализации и опыту.
2. Система правил и предписаний. Члены организации следуют формальным установкам, определяющим их поведение в ходе исполнения своих обязанностей.
. Штатность и структура полномочий. Четкая система должностей, основанная на группировке полномочий, очерчивании правил и процедур деятельности. Вознаграждение зависит от занимаемой должности.
Одновременно внутри каждого отдела между ее членами существует иерархия по происхождению. Тот работник, который вошел в коллектив раньше, занимает более высокое место в групповой иерархии, чем те, которые пришли после него. Например, заместитель начальника по содержанию образования и инспекционной деятельности пришел в организацию намного раньше, чем сам начальник, следовательно, его в организации уважают больше и чаще прислушиваются к его мнению. Эта иерархия формируется независимо от функций служащего и базируется исключительно на его временной очередности принадлежности к группе.
Должностные инструкции служащих являются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их квалификации. Они используются при оценке служебной деятельности при проведении аттестации и при приеме на службу граждан в порядке назначения или по конкурсу.
Если структурные подразделения видят необходимость проведения различных изменений в деятельности Управления образования для повышения ее эффективности, они готовят проекты соответствующих решений и проводят их снизу вверх по всем уровням иерархии. Начальник Управления образования принимает решение, которое проходит сверху вниз по всем уровням иерархии в виде директив, распоряжений, приказов.