Локальный кадровый аудит как основа кадровой политики компании
В последнее время в российских организациях происходят серьезные изменения в управлении всеми процессами и особенно кадровыми. У людей, занимающихся работой с персоналом, формируется интерес не только к теории, методологии и методике кадровой работы, но и к ее диагностике, которая является эффективным инструментом получения объективной информации о состоянии дел, необходимой для постановки диагноза о состоянии кадрового менеджмента организации и рекомендаций по его совершенствованию.
Первым и очень важным этапом в создании оптимальной системы кадрового менеджмента в организации является аудит существующего положения дел в области кадровой работы.
Термин "аудит" имеет греческие корни, буквально означает "проверка". В научной литературе отмечается тождественность понятий "кадровый аудит" и "аттестация персонала". Более широкая категория - "кадровый менеджмент". В трудах зарубежных психологов и экономистов обозначается термин "кадровый аудит" (Магура Н., Мескон М., Э. Штейн, С. Фленеген, Э. Тейлор, Дж. Парсонс, К. Мюнстерберг), в то время как отечественные авторы делают упор на понятии "аттестация персонала" (В.П. Пугачев, А. Егоршин, О. Виханский, Ю.П. Платонов, И.В. Бизанова и др.). В процессе кадрового аудита проводится диагностика, которая рассматривается как специфический процесс деятельности, осуществляемый на стыке науки и практики, целью которого является определение настоящего положения исследуемого объекта и по необходимости осуществление последующего корректирующего воздействия для изменения его состояния или режима работы.
В процессе локального кадрового аудита смысл диагностики сводится к определению причин или условий дисфункций и рассматривается как основа для принятия решений о внесении соответствующих мер в процесс управления.
Кадровый аудит, в рамках кадрового менеджмента, понимается как последовательная аналитическая деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем управления персоналом в организации и выявление главных направлений их решения. Объектом кадрового аудита является кадровый менеджмент организации (или его часть), функционирование и возможные перспективы развития. Предметом кадрового аудита выступают личности, команды коллектив, организация, кадровые процессы, механизмы управления кадрами. Задачи кадрового аудита заключаются в принятии управленческих решений, направленных на оптимизацию работы системы управления персоналом.
Для оценки состояния кадрового менеджмента в процессе кадрового аудита используются разнообразные методы диагностики, которые условно можно разделить на контактные методы (и использованием экспертных оценок) и бесконтактные методы (с использованием анализа статистических данных, анализа деятельности и др.):
анализ документов и статистических данных (анализ устава организации, коллективного договора, контрактов сотрудников организации, кадровых данных и т.д.);
анкетирование (опрос персонала с помощью анкет для оценки системы сложившегося кадрового менеджмента и ее последующего анализа);
интервьюирование (беседа с работником в режиме "вопрос-ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о состоянии кадровой работы в организации;
наблюдение (за поведением субъектов и объектов управления в организации и их взаимоотношений друг с другом);
тестирование (определение социально-психологических качеств субъектов и объектов кадрового менеджмента, взаимоотношений в коллективе);
профессиография (индивидуальное тестирование с целью получения объективных данных о профессиональных качествах менеджеров, включая соответствие уровня имеющихся знаний, умений и навыков современным требованиям, стремление к самообразованию и повышению квалификаций);
критический инцидент (создание критической ситуации и наблюдение за поведением персонала в процессе ее разрешения);
экспертные оценки (формирование группы экспертов, оценивающих состояние кадрового менеджмента в организации);