Подготовка и проведение аттестации для оценки работы персонала
Письменная характеристика на работника обычно готовится его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены (например, рабочие достижения, уровень профессиональной подготовки, оценка профессионального потенциала работника, потребность в обучении и повышении квалификации, возможность перевода на более сложную и ответственную работу.
Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:
Объем и содержание характеристик могут сильно различаться от опыта и установок личности оценивающего. Один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Другой может все внимание направит в основном на недостатки работника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характеристик иногда очень затруднительно. Серьезной проблемой для многих организаций является отсутствие практики работы с информацией, содержащейся в письменных характеристиках. При проведении аттестации в аттестационных комиссиях скапливаются горы материалов, с которыми никто не работает: нет четких алгоритмов для их обработки и последующей систематизации полученных результатов.
Шкалы оценки
Шкалы оценки дают возможность оценивать степень развития у работника деловых качеств, склонность к определенным видам рабочего поведения или готовность к достижению определенных рабочих результатов. Шкала оценки предполагает использование специальных оценочных форм. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе.
Таблица 1 - Оценочный форма профессиональных знаний
Планирование деятельности и распределение ресурсов | |||||
Планирование, постановка целей |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Корректировка целей в случае необходимости |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Распределение и контроль ресурсов |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Учет всей доступной информации для принятия решений |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |