Технико-экономическая характеристика обслуживающих хозяйств
Из данных шахматной ведомости составляем схему грузопотоков, на которой изобразим их объем:
Рисунок 2.3.2 Схема грузопотоков завода.
Рассмотрев схему можно предложить использование на территории предприятия кольцевых маршрутов с равномерным грузопотоком.
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.
Для оценки степени использования машин на протяжении 3 лет рассчитывается коэффициент использования машин в работе: Км=Количество отработанных дней автопарком, количество машинодней нахождения в хозяйстве.
г.: Км=3540/5005=0,71;
2008г.: Км=3540/5069=0,7;
г.: Км=3540/5148=0,69.
Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя. И наоборот, чем больше целодневные простои машин, тем ниже его величина. Основная причина снижения Км - сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Для характеристики этого явления исчисляется коэффициент технической готовности машин:
Кт.г. = (Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве - Автомобиле-дни в ремонте) / Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве.
г.:Кт.г. =(5005-590)/5005=0,88;
г.: Кт.г. =(5069-571)/5069=0,89;
г.: Кт.г. =(5148-550)/5148=0,89.
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня. Они находятся в забеге не весь рабочий день: часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Сокращение таких простоев является важным средством повышения уровня использования транспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени.
Кр= Время нахождения машин в пробеге / Время нахождения машин в наряде.
2007г.:Кр=14742/17760=0,83;
г.: Кр=14586/17682=0,82;
г.: Кр=14634/17895=0,82.
Бывают случаи, когда грузовики делают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (КП) рассчитывается следующим образом:
Кп=пробег с грузом,тыс. км/общий пробег, тыс. км
2007г.: Кп=397/624=0,64;
г.: Кп=389/620=0,63;
г.: Кп=402/650=0,66.
Коэффициент использования грузоподъемности машин:
Кгр=средняя загруженность одной машины/средняя техническая грузоподъемность одной машины.
Кгр=5,2/7,63=0,68;
Кгр=5,3/7,63=0,69;
Кгр= 5,26/7,63=0,69.
Данные взятые на предприятии и полученные расчетом занесем в таблицу 2.2.3.[Приложение В].
Таблица 2.3.2. Показатели использования грузового автотранспорта
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
Среднегодовое количество машин |
12 |
12 |
12 |
Общий тоннаж, т |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
Средняя грузоподъемность машин |
7,63 |
7,63 |
7,63 |
Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве |
5005 |
5069 |
5148 |
в том числе: | |||
в ремонте |
590 |
571 |
550 |
в работе |
3094 |
3257 |
3538 |
Отработано одной машиной за год, дней |
160 |
159 |
162 |
Коэффициент техническойготовости машин |
0,89 |
0,89 |
0,88 |
Коэффициент использования машин в работе |
0,69 |
0,7 |
0,71 |
Время нахождения машин, ч: | |||
в наряде |
17760 |
17682 |
17895 |
в пробеге |
14742 |
14586 |
14634 |
Коэффициент использования рабочего времени |
0,83 |
0,82 |
0,82 |
Общий пробег машин, тыс. км |
650 |
620 |
624 |
в том числе с грузом, тыс. км |
402 |
389 |
397 |
Коэффициент использования пробега |
0,66 |
0,63 |
0,64 |
Объем грузооборота, тыс. ткм |
780,4 |
854,6 |
712,7 |
Средняя загруженность машины, т |
7,63 |
7,63 |
7,63 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин |
0,68 |
0,69 |
0,69 |
Средняя техническая скорость движения, км/ч |
71,9 |
73 |
72,56 |
Объем перевозимых грузов, тыс. т |
28,3 |
28,9 |
29,1 |
Среднее расстояние перевозки грузов, км |
40 |
40,2 |
36 |
Выработка на один автомобиле - тонно - день нахождения в хозяйстве, ткм |
92,23 |
93,01 |
94,46 |