Анализ информационного и документационного обеспечения Министерства здравоохранения Челябинской области
Проведем анализ одной из основных подсистем управления Министерства здравоохранения - подсистемы информационного и документационного обеспечения, поскольку без полноценной информации ни одна система управления в принципе не может функционировать;
В развитых странах существует мнение, что уровень здоровья нации лишь на 10-20% зависит от медицинских работников. Однако в нашей стране укоренилась тенденция предъявлять счет за состояние здоровья населения не к самому обществу, не к его членам, прежде всего, а к медицинским работникам. Это привело к тому, что искажается информация о состоянии различных уровней иерархии здравоохранения. При проходе информации на верхние этажи управления ошибка накапливается. Поэтому аналитические и синтетические выводы могут страдать погрешностями.
Только на основе достоверной экономической, финансовой, медико-статистической и медико-технологической информации, характеризующей состояние оказываемой медицинской помощи, можно провести комплексный, многоаспектный анализ развития отрасли и дать объективную оценку состояния здравоохранения территории в целом. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение, как для повышения качества медицинских услуг, так и организации управления здравоохранением и ОМС области.
Важным фактором своевременности данной Концепции и реализующей ее областной целевой Программы является принятие Правительством России Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2012 годы в качестве одного из стратегических направлений развития страны.
Информатизация территориального здравоохранения рассматривается в единой согласованной системе управления отраслью и городом с учетом программных решений, принимаемых на федеральном уровне. Создание и развитие специализированной интегрированной информационной среды должно обеспечить создание условий для полноценной реализации конституционного права на качественное медицинское обслуживание всеми гражданами на территории области. Это приведет к созданию механизмов мониторинга состояния здоровья населения области, реализации информационной поддержки системы профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, развитию новых лечебно-диагностических технологий на основе современных информационных технологий и средств телекоммуникаций, эффективных организационно-финансовых механизмов функционирования системы здравоохранения.
Интегрированная информационная среда (ИИС) обеспечит реинжениринг системы бизнес-процессов (технологических процессов управления) с формированием адекватной информационной и нормативно-правовой поддержки реализуемой системной организационно-функциональной модели управления здравоохранением и ОМС, включая лечебно-профилактические учреждения, сохранение, развитие и наиболее эффективное использование кадрового потенциала здравоохранения области.
МИИС должна обеспечивать формирование необходимой медицинской информации для полноценного учета, отчетности, анализа качества, контроля и управления лечебно-профилактическими учреждениями, формирования реестров и счетов на оплату медицинской помощи для страховых компаний, иметь в своем составе компоненты сопряжения с региональными и другими корпоративными информационными системами, информационный портал, подсистему электронного документооборота (информационная подсистема управления документами) и компоненты реализующие телемедицинские технологии, а также бухгалтерские, финансово-экономические и кадровые подсистемы.
Для интеграции этих систем в единое информационное пространство здравоохранения области и ОМС необходимо провести систематизацию собственных (локальных) систем классификации и кодирования информации с учетом имеющихся российских и международных стандартов, устранить избыточное многообразие модифицированных утвержденных входных и выходных документов, решить задачу введения стандартов обмена информацией.