Понятие и сущность стратегии предприятия
Рис.1. Процесс стратегического планирования
Стратегия в интерпретационной модели может быть определена как система отсчета, которая позволяет организации и ее окружению быть понятной держателям акций компании. На этой основе акционеры мотивируются действовать таким путем, который, как ожидается, обеспечит благоприятный результат для организации. Слабость этой модели состоит в том, что все организации имеют свою культуру и будут интерпретировать окружение и ее сильные и слабые стороны по-своему. Следовательно, она может рассматриваться как дополнительная к предыдущим двум, а не как альтернативная.
Об эффективности действующей стратегии можно судить по границам конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется, каковы размеры и различия географических рынков), а также по функциональным составляющим стратегии (рациональность каждой составляющей стратегии, последние действия самой организации и конкурентов и т.д.).
Критерием эффективности действующей стратегии является финансовое положение предприятия в течение последнего времени:
- рыночная доля, место в отрасли;
- динамика размера прибыли (в сравнении с динамикой у конкурентов);
- тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;
- рост продаж организации более быстрыми (медленными) темпами, чем на рынке в целом;
- размер кредитов;
- репутация в глазах потребителей;
- лидерство (в технологии, инновациях, качестве и др.). [12]
Анализ действующей стратегии предприятия возможно осуществлять по четырем аспектам, представленным в таблице 1, что дает представление об эффективности действующей стратегии.
Таблица 1
Аспекты анализа действующей стратегии предприятия
Наименование аспекта |
Содержание аспекта |
Предмет анализа |
Идеологическая основа |
Видение, миссия, цели |
Идеальное представление о состоянии бизнеса |
Внешняя эффективность |
Потребности и доля на рынке Новые отрасли предпринимательства Потребительская оценка качества |
Знание компанией структуры спроса и способность к его удовлетворению (доля компании на рынке, создание новых сфер деятельности и т.д.) |
Внутренняя эффективность |
Затраты, капитал, производительность |
Эффективность использования капитала и динамика производительности |
Стратегическое управление |
Способность наметить курс Способность организовать дело в соответствии с выбранным курсом |
Способность повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе Способность руководства компании осуществлять разработку стратегии и проводить необходимые изменения |