Определение проблемы оптимизации принятия управленческих решений в ОАО «Пивомбинат Балаковский»
Отметим, что параметры предприятия не являются статичными, они находятся в динамике и эти изменения необходимо учитывать, а проблемы, возникающие при принятии эффективных управленческих решений, присущи всем параметрам, которые непосредственно участвуют в процессе.
Для разработки морфологического описания модели принятия эффективных управленческих решений определим параметры трех основных плоскостей, в которых находятся элементы модели. Совокупность правил, ограничивающих поведение ЛПР на предприятии - плоскость I, в которой находятся помимо объективных правил (законы природы) и правила формальные (гражданские законы) и правила неформальные, в основе которых лежит социальная культура работников, базирующаяся на ценностных ориентациях. Правила, своего рода рамки, ограничивающие поведение людей, имеют иерархию, источник происхождения и внутреннее устройство. Взаимодействие трех названных групп правил определяет главенство объективных правил, содержащих формальные и неформальные правила.
Формальные правила по истечении определенного времени изменяют правила неформальные, т.е. являются причиной изменения последних. Но с другой стороны лица, устанавливающие формальные правила, опираются на присущую им социальную культуру, на которой базируются неформальные правила, поэтому формальные и неформальные правила активно взаимодействуют между собой, дополняя друг друга.
Следует подчеркнуть, что объективные правила формируют отношения, определяя методы принятия управленческого решения и в целом развитие предприятия. На предприятии также постоянно действуют неформальные правила. Взаимодействие субъектов (ЛПР), участвующих в процессе принятия управленческих решений - плоскость II, включает: руководителей, менеджеров и других ЛПР. Руководитель - лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией УР, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников.
Менеджер - специалист по управлению, занимающий управленческую должность в организации. Под другими лицами, принимающими решения (ЛПР), будем понимать единоличный или коллегиальный орган управления, утверждающий решение и несущий за него ответственность. Это могут быть заместители руководителя, начальники отделов, главные специалисты, специализированные управленческие отделы или группы по оказанию содействия при разработке решений на предприятии.
Взаимодействие указанных субъектов, участвующих в процессе принятия УР обеспечивает синергический эффект, резко повышающий потенциал предприятия и наоборот отсутствие взаимодействия создает множество социально - экономических проблем. Взаимодействие руководитель - менеджер основано на руководстве действиями менеджера, что определяет прямое влияние на процесс принятия решений и в том, что менеджеры берут на себя решение некоторых вопросов, относящихся к компетенции руководителя.
Взаимодействие между руководителем и другими ЛПР похоже на взаимодействие руководителя с менеджерами и проявляется прежде в руководстве. Взаимодействие по линии менеджер - другие ЛПР обусловлено взаимными целями при принятии УР. Следует также отметить, что руководители, менеджеры и другие ЛПР, как правило, учитывают интересы собственников при разработке управленческих решений. Элементы поддержки принятия УР - плоскость III, включающая количественные и качественные, стратегические и оперативные, финансовые и нефинансовые показатели.