Классификация показателей качества дорожно-строительной продукции
Показатель безотказности - это свойство продукции быть работоспособной продукции в течение определенного времени (или наработки). Безотказность характеризуют:
50 вероятностью безотказной работы, т. е. вероятностью того, что в пределах определенного времени или во время наработки не возникнет отказ и не нарушится работоспособность;
51 средней наработкой до отказа, что выражается математическим ожиданием времени или объема работы продукции (строительного объекта) до первого отказа;
52 интенсивностью отказов или плотностью вероятности возникновения отказа невосстонавливаемого объекта (вычисляется для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник);
53 параметром потока отказов или плотностью вероятности возникновения отказа восстанавливаемого объекта (вычисляется для рассматриваемого момента времени);
54 наработкой на отказ, значение которого определяется как отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки). Все эти показатели применимы для дорожно-строительной продукции. Для продукции второго класса наиболее важным показателем является коэффициент безотказной работы, в виде следующего соотношения
(4.1)
где M - число объектов, которые безотказно работали до некоторого времени t;
MО - общее число работоспособных объектов, на начальный период времени tО.
Например, из 100 км асфальтобетонного покрытия за 10 лет потребовали среднего ремонта 20 км. Следовательно, вероятность безотказной работы была 80/100 = 0,8.
Среднюю наработку до отказа можно определить по следующей формуле, которая справедлива для экспоненциального закона распределения, справедливого в рамках задач, решаемых в теории надежности
сертификация стандартизация продукция экспертный
, (4.2)
где ti - наработка i-го объекта до отказа; N - общее число испытательных объектов; r - число отказов за время испытаний.
Показатель ремонтопригодности - это свойство объекта быть способным к обнаружению причин возникновения и предупреждению и устранению отказов или повреждений, путем проведения обслуживания и ремонта. Данный показатель регламентирует условия ремонта продукции (объекта) и применяется для дорожно-строительной продукции второго класса.
Ремонтопригодность, применительно к дорогам, оценивают следующими показателями:
1 вероятностью ремонта в заданное время;
2 средним временем восстановления;
3 интенсивностью восстановления;
4 средней трудоемкостью технического обслуживания ремонтов;
5 стоимостью обслуживания и ремонтов.
Показатель долговечности свойство продукции функционировать до наступления предельного состояния при определенной системе технического обслуживания и выполнения ремонтов. Применительно к дорожно-строительной продукции, к показателям долговечности относят:
6 срок службы - продолжительность времени с момента сдачи дороги в эксплуатацию до первого среднего или капитального ремонта, когда невозможна нормальная эксплуатация дороги, т.е. до наступления предельного состояния;
7 средний ресурс времени между ремонтами;
8 средний срок службы - математическое ожидание срока службы;
9 средний срок службы между ремонтами;
10 гамма - процентный срок службы - это продолжительность эксплуатации продукции, в течение которой она не достигает предельного состояния с принятой вероятностью g-процентов.
Показатель сохраняемости является одним из показателей надежности. Существует понятие - срок сохраняемости, что представляет собой продолжительность хранения (и транспортирования) продукции в заданных условиях, в течение и после которой сохраняются значения установленных показателей.
Технологические показатели характеризуют степень технологичности продукции. В области дорожно-строительной продукции к ним относят /10/: коэффициенты механизации, технологической оснащенности, коэффициент удельной трудоемкости, использования новых эффективных материалов, применения сборных конструкций.
Коэффициент механизации - отношение объема механизированных работ (VМ) к общему объему работ (VО), т.е.
КМЕХ = VМ/VО.
Коэффициент технологической оснащенности - отношение количества операций, выполняемых с помощью дорожных машин, механизмов, оборудования, технологической оснастки, к общему количеству операций данного процесса, т.е.