Классификация показателей качества дорожно-строительной продукции
КОСН = nМ/nО
Коэффициент удельной трудоемкости - отношение затраченного механизированного (ручного) труда (времени) к единицы основного показателя продукции, Ктр = Т/ni.
Коэффициент использования новых эффективных материалов - отношение объема рациональных материалов (QМ) к общему объему используемых материалов (QО), т.е. КРМ = QМ/QО.
Коэффициент применения сборных конструкций - отношение количества сборных изделий (nСБ) к общему числу изделий (nО), т.е. КСБ = nСБ/nО
Эргономические показатели качества продукции представляют собой качества, характеризующие соответствие продукции требованиям системы водитель - внешняя среда - дорога. Эти показатели отражают влияние действия внешней среды на работающего человека и эксплуатируемую машину, механизм, устройство. Поэтому возникает необходимость комплексной оценки дорожно-строительной продукции.
К эргономическим относят следующие показатели: гигиенические, антропометрические, психофизиологические, психологические. При этом перечисленные показатели представляют:
11 гигиенические - освещенность, температура, влажность, запыленность, излучение, токсичность, шум, вибрации;
12 антропометрические - продукцию, которая непосредственно контактирует с человеком, например, органы управления;
13 психофизиологические - соответствие параметров элементов автомобиля (кабины) возможностям водителя его физиологическим данным (силовым, зрительным, слуховым, возможности переработки информации).
Эстетические показатели характеризуют: выразительность, оригинальность, стиль, целостность и соответствие продукции среде.
Показатели стандартизации характеризуют степень применения количества типоразмеров изделий, используемых в процессе проектирования и строительства дорог. Этот показатель свидетельствует об уровне стандартизации, унификации и взаимозаменяемости элементов продукции. Его зачастую выражают коэффициентом применяемости по типоразмерам в следующем виде
, (4.3)
где NО - общее количество типоразмеров; NСТ - количество стандартизированных, NУН - унифицированных и NОР - оригинальных составных частей сооружения (дороги), т.е.
NО = NСТ + NУН + NОР. (4.4)
К технико-экономическим показателям относят: коэффициент экономической эффективности, трудоемкости, производительного труда. приведенные затраты, рентабельность, прибыль, фондоотдачу и др. Их применят как для самостоятельной оценки операций при производстве продукции, так и при комплексной или интегральной оценке окончательной продукции (дороги).
К эксплуатационным показателям относят: срок службы дороги (одежды или покрытий), интенсивность движения и пропускную способность, прочность одежды, ровность и шероховатость покрытий, работоспособность одежд или покрытий, коэффициент экономической эффективности эксплуатации, эксплуатационные затраты.
Вышеприведенные показатели качества приведены в большей степени применительно к дорожно-строительной продукции, как наиболее отражающей типичную ситуацию в области строительства и эксплуатации природоохранных, водохозяйственных сооружений и сооружений по защите окружающей среды. В других случаях эти показатели могут быть дополнены или изменены в зависимости от общественных потребностей и назначения продукции.
Процесс выбора перечня (номенклатуры) показателей является важным моментом в процессе проектирования системы управления качеством продукции. В зависимости от номенклатуры показателей проводится тот или иной объем измерений, определение соответствующих параметров, работ по оценке и контролю. Увеличение количества определяемых параметров приводит к росту объема работ, а недостаточное количество измеренных параметров влечет снижение качества продукции. Поэтому рекомендуется принимать минимальное, но достаточное количество видов (назначения, надежности, эргономичности, экономические и др.) и групп показателей (например. для вида: надежность - безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость).
В таблице 4.1. приведена номенклатура и группы показателей для различных стадий первого и второго классов дорожно-строительной продукции, большинство из которых являются стандартизированными.
Таблица 4.1.
Предлагаемая номенклатура показателей дорожно-строительной продукции, принятая для различных стадий ее создания.
Стадия создания продукции | |||||||
№ |
Виды и группы показателей |
проектирование |
строительство |
эксплуатация | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Назначения: |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
плотность слоев |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
водонасыщение |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
морозостойкость |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
толщина слоев |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
плотность грунта |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
отметки по оси покрытия |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
обочины и откосы полотна |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
2. |
Надежности: | ||||||
безотказность |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | |
ремонтопригодность |
- |
- |
- |
- |
- |
+ | |
долговечность |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | |
сохраняемость |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | |
3. |
Технологические: | ||||||
механизация |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
технологическая оснащенность |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
трудоемкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
применение новых материалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
применение сборных материалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
4. |
Эргономические: | ||||||
гигиенические |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
антропометрические. |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ | |
психофизиологические |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | |
5. |
Стандартизации: |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
6. |
Эстетические |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7. |
Технико-экономические | ||||||
коэффициент экономической эффективности |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
трудоемкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
приведенные затраты |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
рентабельность |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ | |
8. |
Экономические |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. |
Эксплуатационные | ||||||
срок службы |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | |
пропускная способность |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | |
интенсивность |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | |
прочность одежд |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
ровность покрытий |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
шероховатость покрытий |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
работоспособность |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
коэффициент экономической эффективности |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
эксплуатационные затраты |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |