Теоретические подходы к определению понятия корпоративного управления
Трактовка понятия «корпоративное управление» зависит от разных подходов, употребляемых разными авторами, которые закладывают в суть этого понятия определенные аспекты, на которых могут базироваться основные принципы корпоративного управления, а именно:
1. Базирование на нормативных положениях и практики ведения хозяйства.
2. Обеспечение защита прав инвесторов и корпоративного контроля.
3. Решение противоречий между акционерами и менеджментом корпорации.
4. Использование институциональных механизмов для эффективной работы предприятия и управления отношениями собственности [23].
Единого определения корпоративного управления, которое могло бы применяться ко всем ситуациям во всех странах, не существует. Предлагаемые на сегодняшний день определения в значительной степени зависят от учреждения или автора, а также от страны и правовой традиции.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая в 1999 году опубликовала «Принципы корпоративного управления», определяет корпоративное управление как внутренние механизмы, с помощью которых осуществляется руководство компаниями и контроль за ними, что подразумевает систему взаимоотношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами [65]. Корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также осуществления контроля за этим процессом. Надлежащее корпоративное управление должно обеспечивать соответствующие стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджеры добивались достижения целей, которые отвечают интересам компании и акционеров. Оно также должно облегчать эффективный мониторинг, побуждая таким образом фирмы к более эффективному использованию ресурсов [8].
Современный экономический словарь трактует корпоративное управление (англ. corporate governance) как систему взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния [27].
Подход с точки зрения психологии менеджмента определяет корпоративное управление как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения [16].
Подход с точки зрения финансовой системы определяет корпоративное управление как определенные институциональные соглашения, обеспечивающие трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди альтернативных пользователей в индустриальном секторе. Эффективный переток капитала между отраслями и сферами общества осуществляется в рамках корпораций, построенных на основе объединения банковского и промышленного капитала [49].
С юридической точки зрения корпоративное управление - это общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания и управления корпорацией, в частности, касающихся прав акционеров [15].
Понятие " корпоративного управления ", в наиболее общем значении, происходит от английского "Corporate governance", что в буквальном переводе значит " корпоративное правление" или " корпоративное правительство". В соответствии с этим термин « корпоративное управление» достаточно часто рассматривается именно как процесс организации деятельности высших руководящих органов корпорации [9].
Корпоративное управление часто путают с управлением в компании вообще, с менеджментом. Путаница эта произошла от того, что английскому «governance» более соответствует руководство, чем управление, однако в переводе корпоративное управление звучит лучше, чем корпоративное руководство.
Задача менеджмента - управление бизнесом, задача корпоративного управления - наладить механизмы, обеспечивающие подотчетность и баланс интересов всех участников корпоративных отношений [23]. Корпоративное управление находится на более высоком уровне в системе управления компанией, над менеджментом. Однако у менеджмента и корпоративного управления есть точки соприкосновения, это стратегия развития компании.
Существуют специфические подходы, которые тяготеют к юридически правовой оценки деятельности корпораций и организации корпоративного управления. Например, по мнению К. Майера, корпоративное управление является именно организационным соглашением, за какой определенная компания представляет и обслуживает интересы собственных инвесторов [28]. Такое соглашение может охватывать разные аспекты деятельности корпорации - организацию работы высших руководящих органов, систему мотивации персонала, процедуру банкротства и др. К тому же необходимость такого соглашения выплывает, с точки зрения К. Майера, в основном из разграничения права собственности от процесса управление современным акционерным обществом.