Сущность и методы оценки стоимости бизнеса на предприятии
В экономике любые действия подвергаются оценке. Рыночные принципы хозяйствования требуют оценки стоимости различных объектов собственности (предприятия, бизнеса, интеллектуальной собственности и других объектов имущественных и неимущественных прав). Результаты оценки стоимости различных объектов собственности являются одной из основ для принятия решений в частном и в государственном секторе.
Оценка стоимости дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.
Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без знаний оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и предпринимателю, и государственному чиновнику, и политику, и простому гражданину.
Оценка рыночной стоимости позволяет продавцу и покупателю заключить сделку, основываясь на обоснованной стоимости товара, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономическое текущее развитие, реакцию рынка на объект сделки.
Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и следовательно, избежать банкротства и разорения [6. С.20].
Оценка помогает принять правильное инвестиционное решение, сократив при этом традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы довольно существенными так как пришлось бы сформировать определенную информационную базу, приобрести компьютерные программы, которые использовались бы всего один-два раза и не смогли бы себя окупить.
Оценочная деятельность - профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости [6. С.20].
Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки», приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Мировая практика управления компаниями все больше ориентируется на такую экономическую категорию как их стоимость. Не смотря на многозначность данного термина в большинстве случаев под стоимостью субъекта хозяйствования понимается рыночная стоимость его капитала.
Ясно прослеживающиеся тенденции сближения западных стандартов бухгалтерской финансовой отчетности и стандартов оценки являются следствием активного включения понятия рыночной стоимости в цикл управления предприятием. Вместе с тем сложность практического использования стоимостной концепции в управлении, связана, прежде всего, с неготовностью менеджмента принимать на ее основе управленческие решения стратегического и оперативного характера.
Как свидетельствует практика, по этим причинам подавляющее большинство конкретных решений принимается на основе интуиции и накопленного опыта практической деятельности менеджеров и консультантов. Это в свою очередь мало способствует снижению общего уровня риска хозяйствования у большинства субъектов рынка.
Поэтому, применение и постоянное совершенствование концепции управления стоимостью путем воздействия на формирующие ее факторы, способно обеспечить современные предприятия перспективным и эффективным инструментом оценки их текущего и будущего состояний, оказать позитивное влияние на выбор научно обоснованных стратегий развития, что, в свою очередь, будет способствовать формированию объективных предпосылок роста эффективности и повышения стабильности функционирования экономики в целом.