Сущность и методы оценки стоимости бизнеса на предприятии
В работе, стоимость предприятия подразумевается, как стоимость действующего предприятия, при этом оно может быть рассматриваться как [8. С.464]:
- действующий бизнес, приносящий доход его владельцу;
- действующий имущественный комплекс.
Существующие стандарты стоимости могут быть: обоснованной рыночной стоимости; обоснованной стоимости; инвестиционной стоимости; внутренней (фундаментальной) стоимости. Данные стандарты применяются в зависимости от целей управления.
Использование стоимостного подхода в управлении компанией позволяет: создать общую цель и общий, универсальный язык общения для всех бизнес-единиц, функциональных подразделений, что значительно повышает эффективность совместной работы; построить полностью интегрированную систему управления бизнесом, основанную на четкой иерархической структуре ключевых факторов стоимости бизнеса; иметь максимум информации о деятельности компании; повысить качество и эффективность принимаемых решений (за счет предоставления руководителям и ключевым специалистам действительно оптимального объема, структуры и формата информации, необходимой для принятия решений); оптимально сочетать долгосрочные и краткосрочные цели бизнеса путем сочетания показателей стоимости; учесть все затраты, необходимые для успешного функционирования бизнеса (не только расходы, но и инвестиции); учесть не только затраты, но и риски ведения бизнеса; построить максимально эффективную и справедливую систему материальной компенсации сотрудников компании, напрямую «привязанную» к размеру стоимости, созданной каждым сотрудником компании [17. С.240].
Стоимостный подход в управлении (ValueBasedManagement, VBM) реализуется посредством 3-х методов: добавленной стоимости акционерного капитала, внедренный в научный оборот американским экономистом А. Раппапортом (ShareholderValueAdded, SVA), экономической добавленной стоимости Стерна-Стюарта (EconomicValueAdded, EVA), добавленной рыночной стоимости (MarketValueAdded, MVA) [17. С.240].
Для совершенствования экономического механизма управления важное значение имеет выявление факторов стоимости. При этом фактор стоимости следует понимать как объективное условие, оказывающее влияние на стоимость предприятия. Поэтому процедуры выявления, анализа, оценки и прогнозирования факторов стоимости являются основополагающими в условиях реализуемого стоимостного подхода к управлению промышленным предприятием в целом.
Данный подход выявления факторов стоимости основывается на том, что существует три группы источников формирования и увеличения стоимости предприятия: финансовые, маркетинговые и организационные. Финансовые источники стоимости представляют собой управленческие цели, но для того, чтобы добиться повышения объёмов продаж, получить более высокую прибыль и принять правильные инвестиционные решения, необходимы стратегии. Маркетинговые стратегии сфокусированы на выборе привлекательных рынков и создании отличительных преимуществ.
Основная цель организации и совершенствования системы управления стоимостью является повышение конкурентоспособности предприятия и обеспечение его инвестиционной привлекательности.
Управление стоимостью предприятия необходимо понимать, как совокупность приемов и методов воздействия, преимущественно инновационного характера, на материальные и нематериальные активы хозяйствующего субъекта с целью повышения эффективности его хозяйственной деятельности [17. С.240].
Для эффективного управления стоимостью предприятия необходимо совершенствование экономического механизма, обеспечивающего взаимодействие экономических рычагов и стимулов.
Стратегия максимизации стоимости предприятия реализуется на трех уровнях взаимодействия. На микроуровне действуют силы, вступающие в непосредственное взаимодействие с предприятием: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, государственные органы и отдельные граждане, рассматриваемые как экономические контрагенты компании. К макроуровню следует отнести силы, оказывающие влияние на рост стоимости компании опосредованно: это факторы демографического, экономического, технического, политического и культурного характера. К мегауровню следует отнести мировые, глобальные силы: природные и социальные катаклизмы, кризисы, колебания цен на энергоносители, политические и экономические кризисы, войны и так далее.
Оценка стоимости любого предприятия (объекта) выражает целенаправленный процесс определения в денежном выражении рыночной стоимости с учетом потенциального и реального дохода, приносимого ею в каждый момент времени [8. С.464].
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: