Основные методические подходы к выбору метода оценки стоимости бизнеса на предприятии

Многие крупные российские компании переходят на концепцию управления бизнесом, основанную на стоимостном подходе (ValueBasedManagement). Для того чтобы управление, ориентированное на стоимость стало возможным, необходимо иметь в своем распоряжении эффективные методы оценки бизнеса. Способы оценки бизнеса, для принятия управленческих решений, предлагаемые западными экономистами Модильяни, Дамодараном, Коуплендом, не находят своего применения у нас в стране, где не существует развитого рынка акций, а, следовательно, не существует и рыночной оценки самих предприятий. Поэтому в арсенале отечественных компаний нет адаптированных способов оценки бизнеса. Все что они имеют это стандартные три подхода к оценке: дисконтирование денежных потоков, сравнение с аналогами и определение стоимости чистых активов. Некоторые идут дальше, разрабатывают оригинальные методы, имеющие большую наглядность, вроде суммирования предстоящей прибыли за прогнозный период или определения добавленной стоимости на основе показателя экономической прибыли (EVA). Проблема таких оценок заключается в том, что они стремятся к получению одного цифрового значения стоимости бизнеса, который бы характеризовал и эффективность управления, и ценность данного предприятия на рынке, и будущую привлекательность в глазах инвесторов. Существует лишь некий ориентир стоимости, к которому стремятся сделанные оценки. При проведении оценки стоимости одного и того же предприятия для одних и тех же целей можно получить несколько оценок, которые в равной степени будут заслуживать право на жизнь. Можно сказать, что методики, предлагающие одну взвешенную оценку стоимости бизнеса можно использовать исключительно для целей продажи бизнеса в том или ином его виде [19. С.512].

В рамках концепции управления стоимостью (VBM) оценка бизнеса должна стать основанием для решения следующих задач:

- Разработка планов и стратегий развития предприятия;

- Оценка эффективности менеджмента;

- Оценка эффективности деятельности компании;

- Определение реальной стоимости одной акции.

При этом оценка бизнеса должна отвечать следующим требованиям: простота; наглядность; обоснованность; периодичность; информативность.

В целях управления стоимостью наиболее информативными видами стоимости являются:

- Рыночная стоимость чистых активов.

- Капитализация бизнеса.

- Стоимость бизнеса, как непрерывно функционирующего предприятия, приносящего доход (DCF) [19. С.512].

Сопоставление указанных показателей стоимости обусловит принятие стратегических решений, таких как определение направлений инвестирования, выбор вариантов распоряжения собственностью (продажа, ликвидация, реорганизация), смена продуктового ряда, обоснование места предприятия на рынке, а также оперативных решений, связанных с мотивацией персонала и мероприятиями по увеличению прибыли.

Структурно можно представить систему VBM на верхнем уровне факторов стоимости следующим образом:

Рыночная

Рис. 1. Система VBM

Рыночная стоимость чистых активов:

- продажа имущества;

- проекты реорганизации;

- выделение.

EVA:

- мотивация;

- оценка эффективности;

- поиск направлений инвестирования.

Инвестиции в расширение:

- гарантии роста;

- потенциал в будущем;

- мотивация.

Капитализация прибыли:

- продажа бизнеса;

- сравнение с аналогами;

- выпуск ценных бумаг.

На схеме показаны методы оценки бизнеса и управленческие потребности, которые могут быть удовлетворены на их основе. Величина стоимости дисконтированных денежных потоков (DCF) сама по себе не показательна, поэтому имеет смысл разложить его на факторы, которые в наибольшей степени влияют на стоимость бизнеса. В данном случае - это экономическая прибыль (EconomicalValueAdded), которая показывает добавленную за период стоимость с учетом альтернативных издержек, и объем инвестиций направленных в расширение, которые добавят стоимость в будущем [21. С.736].

Комплексное использование предложенных методов оценки стоимости бизнеса позволит оцифровать результаты деятельности за прошедшие периоды, и создать базу для принятия управленческих решений, направленных на увеличение стоимости бизнеса для его акционеров.

Бизнес - решения, основанные на предложенной системе оценки, будут укладываться в рамки классической теории стоимостного управления, с учетом российской специфики.

Рассмотрим методы оценки стоимости бизнеса более подробно [21. С.736].

. Рыночная стоимость чистых активов.

Перейти на страницу: 1 2 3